Пейзаж с Христом и апостолами на Тивериадском озере - Питер Брейгель Старший

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
 Пейзаж с Христом и апостолами на Тивериадском озере
Пейзаж с Христом и апостолами на Тивериадском озере
Автор: Питер Брейгель Старший
Местонахождение: Частная коллекция
Произведение: Пейзаж с Христом и апостолами на Тивериадском озере
Жанр: Художественное
Год создания: ок. 1553 г.
Эпоха/течение: Северное Возрождение

Описание произведения


 В своей картине художник обращается к евангельскому сюжету встречи Христа с учениками у Тивериадского озера после своего воскресения.

Тивериадское озеро в окружении скал, камней и гор на горизонте растворяется в дымке облаков и холмов; вдоль его берегов слева и справа рассыпаны маленькие поселения с храмами, по дорогам бредут путники –всё это сельские Нидерланды XVI столетия, куда художник включает сцену из жизни Спасителя.

Колористически картина контрастна, первый план написан в темных зеленовато-коричневых оттенках, а на дальнем плане светлый горизонт в дымке. Зеленоватые воды озера, коричневые скалы, покрытые мхом и низким кустарником, обрамляют фигуры людей.

Апостолы находятся в море. В двух лодках с белыми парусами расположены фигуры апостолов, еще два ученика выходят на берег, а следующий за ними ученик еще находится в воде. Их фигуры настолько маленькие, темные, что кажутся беспомощными, едва заметными на фоне грандиозного пейзажа. Фигура Христа изображена на склоне, где пасутся овечки, барашки, что отсылает зрителя к его словам из Евангелия: «Я есть Пастырь добрый…» (Ин.10:11).

Спаситель изображен в белом хитоне, с посохом в левой руке, а правой рукой он указывает на учеников. Он ободряюще и повелительно с ними разговаривает и, быть может, говорит, что если они забросят пустую сеть, то поймают множество рыб. Христос на Галилейском озере неоднократно бывал со своими учениками, совершал там чудеса, укрепляя и взращивая тем самым веру апостолов.


История создания 


В 1552 г. художник уехал в Италию и жил там до 1555 г. Установлено, что в 1553 г. он жил в Риме и сотрудничал со знаменитым миниатюристом Джулио Кловио, который позднее стал покровителем Эль Греко. Именно в Риме в 1553 г. Брейгель создал первую картину «Пейзаж с Христом и апостолами на Галилейском море». Полагают, что фигуры святых на этом полотне выполнены фламандским художником Мартином де Восом (Maarten de Vos), жившим тогда в Италии.


Отношение автора к вере


Жизненный путь Питера Брейгеля пришелся на сложный исторический период Нидерландов. В середине XVI столетия проповедники из Германии активно проникали на его родину, идеи протестантизма охватывали широкие слои населения. Противостоять этому стремились испанские короли, посылая карательные отряды в Брюссель, Антверпен… Жестокие расправы над еретиками, демонстративные казни создавали атмосферу угнетения и страха. Художник в своих работах передавал через евангельские сюжеты боль и страдания своего народа, отражал в живописных полотнах достоверные исторические факты. Живопись в то время служила языком и инструментом, на котором люди часто безграмотные узнавали евангельскую историю. На полотнах Брейгеля участники Евангелия сочувствуют жителям Нидерландов. Брейгель стремился передать вечную ценность и значимость событий земной жизни Христа, их вневременный и вненациональный характер. Где было пусто, страшно, жестоко, в сердцевину человеческих страданий своего исторического периода, Брейгель помещал Христа и Его учеников.


Биография


Точное время и точное место рождения художника Питера Брейгеля до сих пор не известны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530 годом, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта. Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда было принято, от названия поселка, а его сыновья носили это прозвище уже как полноценную фамилию.

В возрасте 10 - 15 лет он переезжает в Антверпен, но при каких обстоятельствах это произошло, остается невыясненным, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.

В 1551 году появилась первая запись о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимающемуся печатанием и распространением гравюр. Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку только после посещения этой страны и курса лекций итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель он путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии, чтобы создать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

Вскоре после возвращения (1555-1558 гг.) он предлагает широкой публике свое первое большое полотно «Падение Икара». Картина изображает гибнущего молодого Икара в пучине морской, ее можно рассматривать как предупреждение о том, что человек не может совершить то, что доступно лишь Богу. На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.

Затем Питер продолжает работать в граверной мастерской «Четыре ветра», где по его эскизам были создано много известных доныне гравюр. Но хозяин мастерской ставил подписи знаменитых художников под своими произведениями. Так, например, под гравюрой, выполненной по рисунку Брейгеля «Большие рыбы поедают малых», был поставлен автограф самого Иеронима Босха.

Здесь же в 1557 году мастер создает свою знаменитую подборку гравюр «Семь смертных грехов», изображающих проявления этих людских пороков в безобразном и отталкивающем виде.

В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, после чего с молодой женой они переселяются в Брюссель. Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи.

Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах. В это время Брейгелем пишется картина «Сорока на виселице», в которой он прямо указывает на свое желание уничтожить всех болтливых «сорок», которые своими словами привели людей к смерти. Умер живописец в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе. Там же он и был похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.


Автор текста: Чердинцева Лидия Николаевна.



Оставить комментарий