Падение мятежных ангелов - Пальма Якопо Младший (Джакомо Негретти)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Падение мятежных ангелов
Падение мятежных ангелов
Автор: Пальма Якопо Младший (Джакомо Негретти)
Местонахождение: Галерея Боргезе, Рим
Произведение: Падение мятежных ангелов
Жанр: Художественное
Год создания: 1615-1620 гг.
Эпоха/течение: Возрождение, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

 

         Прежде, чем был сотворен материальный мир, Бог создал множество разумных бесплотных духов. Их назначение было в служении Создателю. Главным и приближенным к Богу ангелом был Денница. Предание Церкви говорит, что он возгордился и пожелал сравняться с Всевышним. Денница соблазнил на бунт и часть ангелов. Те духи, кто остался верен Богу, во главе с архангелом Михаилом, восстали против бунтовщиков и одержали победу. Денница и его ангелы были низвергнуты  с небес. В Ветхом Завете об этом есть два упоминания в пророческих книгах: "Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы" (Ис.14:12) и "Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония" (Иез.28:14–15). Господь Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь, говорит:  "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лк. 10:18). Иоанн Богослов описывает бывшее ему откровение: "И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною" (Откр.12:7-9).
        Картина Пальмы Младшего, иллюстрирующая этот библейский текст, разделена на две части. В верхней части произведения показан Бог в окружении верных ангелов. Господь изображен в сфере золотого сияния, означающего славу Бога. Вокруг Создателя не изображено ни одной фигуры, чем передается неприступность Его Величия. Развивающиеся края красного плаща и энергичный жест рук говорят о силе и могуществе Господа. Перед Вседержителем показаны вооруженные копьями и мечами ангелы, устремившиеся на восставших. Их возглавляет архистратиг Михаил в латах. Цвет одежды ангелов имеет символическое значение: белый передает чистоту и безгрешность, синий говорит о принадлежности небу, а красный означает служение и верность Царю Небесному.
     В нижней части картины показаны падшие духи. Художник изобразил это в прямом смысле, позы и жесты фигур ангелов передают момент падения. Духи почти лишены одежды, по сравнению со своими собратьями, прибывающими в небесах. Их тела смотрятся тяжёлыми и земными. Этим приемом живописец передал, что бунтовщики лишились благодати и славы Божией. Нижняя часть занимает одну четвертую часть произведения, показывая этим, что отпавших ангелов было гораздо меньше, чем сохранивших верность Богу.
    Между двумя частями картины художник изобразил полосу цвета темного вечернего неба, в которой ощущается бесконечная глубина. Такая же непреодолимая пропасть отныне разделяет рай и ад, светлых ангелов от "духов злобы поднебесных" (Еф. 6:12).

История создания

 

    Картина Якопо Пальма Младшего "Падение мятежных ангелов'' написана в период 1615 - 1620 годов. Это поздний период творчества художника. К этому времени Пальма Младший стал одним из ведущих живописцев Венеции,  имел свою, узнаваемую манеру письма и высокую технику.

 

Отношение автора к вере

        Якопо Пальма Младший родился в Венеции XVI века, на территории которой единственным вероисповеданием была Католическая вера. Нет документальных свидетельств о его крещении или участии в приходской жизни. Но поскольку в те времена, оставаться в стороне от церковной жизни было невозможно, то естественным выводом будет считать художника принадлежащим к Римской католической Церкви.
      На протяжении своей творческой жизни, Пальма Младший по преимуществу писал религиозные полотна или аллегорические картины нравственного толка. Он много потрудился для украшения церквей и монастырей, вдумчиво и ответственно подходя к иллюстрации библейских сюжетов. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику, что можно объяснить вкусами заказчиков и модой того времени.
       Общеизвестным фактом является история о том, как Пальма Младший дописал "Пьету" своего учителя, скоропостижно скончавшегося Тициана. К изображению он добавил подпись:  "Что не закончил Тициан, Пальма с почтением завершил, посвящая работу Господу Богу". Последние слова этой фразы раскрывают отношение живописца к своему труду, а также искренность его веры.

Биография

 

     Джакомо Негретти (Якопо Пальма Младший) родился в Венеции около 1544 года. Он приходился внучатым племянником знаменитому художнику Высокого Возрождения Пальма Веккьо ("Старая Пальма"). Обучаться живописи Якопо начал у своего отца Антонио Негретти, второстепенного художника, который имел довольно успешную мастерскую. Несмотря на это, Пальма Младший был практически самоучкой.
     В 1567 году Гвидобальдо II делла Ровере, герцог Урбино оказал покровительство таланту Пальмы, отправив его в Рим и поддерживал его в течение нескольких лет (примерно до 1572 года). Здесь Якопо оттачивал свой стиль, изучая творения Рафаэля, Микеланджело и Караваджо.
      Вернувшись в Венецию, Пальма Младший стал учеником Тициана. Одновременно Якопо испытывал сильное влияние творчества Тинторетто. Джорджо Вазари описывает один факт, говорящий об уровне мастерства Пальмы Младшего. Его учитель Тициан, умер внезапно, во время эпидемии чумы, не успев завершить свое последнее произведение "Пьета" (Оплакивание Христа). Якопо довершил его труд, дописав летящего ангела со свечой и каменную кладку вверху картины.
     Первый крупный заказ Пальмы Младшего состоялся после пожара 1577 года в Дворце дожей. Над его украшением он работал вместе с Веронезе и Тинторетто,  написав три сцены в большом зале совета.
       Самые известные работы художника: "Автопортрет" (Пинакотека Брера, Милан) и "Голова старика" (Пинакотека Брера, Милан), которую ранее приписывали кисти Якопо Бассано, а также великолепный портрет Папы Пия V, выполненный по заказу графов Белланти. С 1580 по 1590 год Пальма Младший писал циклы больших полотен для  ризницы Сан-Джакомо далл'Орио, церкви иезуитов Скуола Джованни Евангелиста, Оратория Крочифери. Лучшей работой живописца считается "Христос на руках Пресвятой Девы".
       Джовани Пальма имел свою собственную большую мастерскую, в которой создавались религиозные и аллегорические картины. Вышедшие оттуда многочисленные полотна, можно встретить по всей территории Венецианской республики. После 1600 года у Якопо Пальмы появляются полотна на мифологическую тематику. После смерти Тинторетто в 1594 году он стал одним из ведущих живописцев Венеции, одним из последних представителей венецианского Чинквеченто.
      Умер художник 14 октября 1628 года. Он был похоронен в Базилике Сан-Джованни и Паоло, традиционном месте захоронения дожей.
       

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий