Обручение Марии с Иосифом - Беккафуми Доменико

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Обручение Марии с Иосифом
Обручение Марии с Иосифом
Автор: Беккафуми Доменико
Местонахождение: Капелла св. Бенедикта в Сиене
Произведение: Обручение Марии с Иосифом
Жанр: Художественное
Год создания: 1517 г.
Эпоха/течение: Маньеризм
Эпизод в Библии:

Описание произведения

 

    О жизни Девы Марии известно в основном из Церковного Предания. Рано лишившись родителей, Она жила при Иерусалимском храме и там дала обет Богу сохранить свое девство. При достижении четырнадцатилетнего возраста, девушке уже нельзя было оставаться при храме и тогда священники определили Марии жить в доме дальнего пожилого родственника, совершив обряд Обручения.
      Об обручении Девы Марии праведному Иосифу кратко упоминают два евангелиста, Матфей и Лука. "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария" (Лк. 1:26-27). 
       Сюжет обручения Девы Марии праведному Иосифу редко встречается в религиозной живописи. В центре картины Доменико Беккафуми изображены обручающиеся Мария, Иосиф и проводящий обряд священник. Деву Марию художник показал юной девушкой с нежными чертами лица и золотистыми волосами. Белый цвет платья говорит о чистоте и непорочности. Скромно и смиренно Мария протягивает руку Обручнику. Иосифа мастер представил седовласым старцем с короткой бородой. Ярко белый цвет его хитона означает духовную чистоту и праведность. Изображенный над головой Иосифа тонкий нимб передает святость персонажа. С радостью и благоговением Обручник смотрит на протянутую руку Девы и осторожно, одним пальцем прикасается к ней в знак совершения обряда и принятия на себя ответственности.
    Стоящий между обучающимися священник поддерживает руку Марии, знаменуя этим волю Божию в происходящем. Его поднятая рука символизирует произносимые молитвы. В происходящем принимают участие множество персонажей, которые поделены на две части. В правой, за спиной Девы Марии изображены женщины. В левой части, на стороне Иосифа, стоят мужчины. Многочисленность персонажей означает еврейский народ, вся история которого стала подготовкой к появлению Той, Которая смогла в Своем смирении и чистоте стать Матерью Христа.

 

История создания

 

     Картина "Обручение Марии Иосифу" написана Доменико Беккафуми в 1517 году. Произведение относится к раннему периоду творчества живописца. Полотно выполнено для капеллы святого Бенедикта в Сиене. В произведениях, созданных мастером между 1515 и 1530 годом  проявляется пристрастие Беккафуми к необычному освещению и ирреальному колориту. 

 

Отношение автора к вере

 

      Доменико Беккафуми родился в католической семье и был воспитан в окружении людей, исповедовавших католическую веру. Мастер много работал для церквей и монастырей, служа своим талантом проповеди евангельского слова. О личном отношении художника к вере говорит его тщательное и вдумчивое отношение к работам религиозного жанра.
     Благодаря Джорджо Вазари, мы знаем о характере художника, его быте и отношениях с окружающими. Биограф пишет, что приехав в Сиену молодой художник быстро приобрел уважение среди горожан и "не менее, чем за его искусство, любили его там и за доброту и нрав... Доменико был человеком нравственным и добропорядочным, жил по-христиански и большую часть времени проводил в уединении".
     Художник построил себе небольшой "домишко" в Сиене, а "за Порта а Камоллиа на расстоянии одной мили" имел свой виноградник, который возделывал собственными руками.

 

Биография

 

       Доменико Беккафуми, итальянский художник-маньерист, гравер, архитектор и скульптор, родился в 1486 году в семье крестьянина Джакомо ди Паче. Отец был наемным работником в имении Лоренцо Беккафуми. Видя способности мальчика к живописи, хозяин  направил Доменико учиться к сиенскому мастеру Мекеро (отсюда произошло прозвище художника – Мекерино).
      О начале его творческого пути известно мало, однако в 1502 году он упоминается в документах Сиены.
     В 1510-1512 годах молодой живописец посетил Флоренцию и Рим, где изучал произведения Микеланджело и Рафаэля, в частности, гризайлевые части на фреске "Афинская школа". Там он познакомился с Перуцци и эпатажным Содомой. Некоторое время Доменико работал в мастерской Содомы и подражал ему в своем творчестве. Известно, что вместе они создавали фрески в оратории Сан-Бернардино. Однако в дальнейшем их пути разошлись.. По свидетельству Вазари, в Риме Беккафуми почти никак не проявил себя, но написал герб папы Юлия II на фасаде одного из домов в Борго.
       В Сиене художник много работал для городских церквей: он создал фрески для Оратория Сан-Бернардино, павимент (мозаичный пол) Сиенского собора, росписи церкви Сан-Мартино (1519-1523).
     В 1529-1535 годах Доменико Беккафуми расписывал свод Зала Консистории Палаццо Публико в Сиене.
     В 1541 году состоялась третья творческая поездка художника в Рим, возможно, он искал там вдохновения для выхода из творческого кризиса.
    Беккафуми был также известным гравером по дереву в технике кьяроскуро. Известны и его скульптурные работы - это восемь бронзовых фигур ангелов для Сиенского собора, созданных между 1548 и 1551 годом. В последние годы жизни Беккафуми работал в Генуе и Пизе, произведения этих лет показывают увлечение живописца маньеризмом. Некоторые искусствоведы говорят об упадке творчества художника в завершающем этапе жизни.      Доменико Беккафуми умер 18 мая 1549 года в Сиене. Джорджо Вазари так описывает его кончину: "в конце концов достиг он шестидесятипятилетнего возраста и сам торопил конец своей жизни, ибо день и ночь трудился над литьем металла и сам и отчищал его, отказываясь от чьей-либо помощи. Скончался же он 18 мая 1549 года и был погребен ближайшим другом своим золотых дел мастером Джулиано в соборе, где им выполнено столько редкостных работ, и на похоронах присутствовали все художники города, который тогда лишь познал тот величайший ущерб, который причинила ему утрата Доменико, и ныне, восхищаясь его творениями, понимает это лучше, чем когда-либо". 

Автор текста: Ольга Северинова.



Оставить комментарий