«Мёртвый Христос» - Эрнандес (Фернандес) Грегорио

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Мёртвый Христос»
«Мёртвый Христос»
Автор: Эрнандес (Фернандес) Грегорио
Местонахождение: Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания
Произведение: «Мёртвый Христос»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1605 г.
Эпоха: Барокко, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

 Описание произведения

Деревянную скульптуру мёртвого Христа мастер испанского барокко Грегорио Эрнандес создал в 1605 году в Вальядолиде. Сейчас произведение находится в Национальном музее Прадо в столице Испании. 

Скульптура представляет мёртвого Спасителя, лежащего на белых пеленах. Его измученное страданиями нагое тело, всё ещё прекрасное и гармонично сложенное, прикрывает лишь лоскут ткани, наброшенный на чресла. Иисус принёс себя в жертву во имя Спасения человечества, искупив его грехи. – «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. … Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:3,5,7). 

Голова Иисуса, лежащая на подушке, повёрнута направо, руки безвольно брошены вдоль тела. На правой стороне грудной клетки – кровоточащая рана от копья Лонгина. Светлый лик Христа, обрамлённый тёмными волнистыми волосами и небольшой бородкой, уже покинуло выражение страдания – Он будто спит. Спаситель исполнил свою земную Миссию, обретя отныне жизнь Вечную.

Произведения Грегорио Эрнандеса отличаются ювелирным исполнением, внутренней экспрессией и анатомической точностью передачи строения тела. Деревянная резьба мастера раскрашена в неяркие, спокойные цвета. От характерной для того времени непременной позолоты он также отказался. Эрнандес часто делает акцент на физических страданиях, что присуще испанской пластике того времени в целом, выражая их через мимику и жесты своих героев.  

 История создания

Деревянную полихромную скульптуру мёртвого Спасителя Грегорио Эрнандес создал в 1605 году, уже организовав собственную мастерскую в Вальядолиде. Это была одна из его первых самостоятельных работ.

Сейчас произведение «Мёртвый Христос» украшает экспозицию Национального музея Прадо в Мадриде.

Отношение автора к вере

Грегорио Эрнандес был истинным христианином, добродетельным и праведным. Благодаря своей работоспособности и признанию, он был богат, но никогда не отказывал в милости ближнему. Его дом был настоящим пристанищем для терпящих нужду, больных и бездомных. Прежде, чем приступить к работе, он всегда молился, постился и каялся. Подавляющее большинство скульптур Эрнандеса было связано с религиозной тематикой. Он много работал для церквей и монашеских орденов, создавая как отдельные скульптуры, так и большие резные ретабло для алтарей.

Прекрасные, ювелирно исполненные произведения мастера, представляющие Библейские сцены, предельно эмоциональны и одухотворены. Его образы наделены и человеческими чертами, живыми и правдивыми, и Божественной высотой Духа. 

Биография

Выдающийся испанский мастер эпохи барокко, Грегорио Эрнандес (Фернандес) родился в 1576 в городке Саррия в семье скульптора Лазаря Эрнандеса. Его сводный брат, Хуан Альварес, также впоследствии станет помощником в мастерской Грегорио. 

В 1600 году Эрнандес переезжает в Вальядолид и поступает учеником в мастерскую Франсиско дель Ринкона, который был в то время самым известным скульптором кастильской столицы. В 1605 году Грегорио уже открывает собственную мастерскую, по традиции испанской пластики выбирая в качестве материала для своих работ дерево. За свою недолгую, но весьма плодотворную жизнь, мастер украсил прекрасными скульптурами множество храмов и монастырей, как на родине, так и за её пределами.

Слава скульптора была настолько велика, что и за границами Испании его называли «знаменитым мастером». Работы Эрнандеса отличает внутреннее напряжение, религиозность, точные анатомические подробности, эмоциональность и чувственность. Иногда он инкрустировал свои скульптуры камнями, металлом и даже биологическими материалами – ногтями, зубами и волосами. 

В 1624 году у Эрнандеса начинаются серьезные проблемы со здоровьем, которые преследуют его до самой смерти, в январе 1636 года. Мастера похоронили в монастыре Кармен Кальзадо в Вальядолиде. 

Работы Эрнандеса находятся в различных соборах, монастырях и музеях Испании, значительная часть его творческого наследия представлена в Национальном музее скульптуры в Вальядолиде. 

Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий