Мужик Марей - Достоевский Федор Михайлович

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

Мужик Марей
Мужик Марей
Автор: Достоевский Федор Михайлович
Жанр: Рассказ
Год создания: 1876
Эпизод в Библии:

Автор «великого пятикнижия» как никто другой вывел на страницы русской литературы живоносный смысл Евангелия. Ф. М. Достоевский любил эту «вечную книгу» с самого детства, а в течение четырех лет каторги он имел возможность читать только ее. Федор Михайлович в своих произведениях не уставал показывать, как за чтением Евангелия собираются убийцы, мытари, блудницы, начальники, чиновники, подчиненные, богатые и бедные, униженные и оскорбленные. Именно Достоевский демонстрирует, насколько сильно пронизана человеческая жизнь евангельскими текстами и как близко к каждому находится Христос. Он в комнате Сони Мармеладовой, читающей Родиону Раскольникову главу о воскрешении Лазаря. Он в келье старца Зосимы, которого берет с Собой на вечный брак в Кане Галилейской. Он рядом с князем Мышкиным, который и произносит: «На свете есть только одно положительно прекрасное лицо Христос».

Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве в семье штаб-врача московской Мариинской больницы для бедных. Мать будущего классика мировой литературы происходила из среды московского купечества. Федор со своими братьями и сестрами придерживался порядков, установленных отцом. В семье были заведены вечерние чтения, няня рассказывала русские сказки. На все лето Достоевские отправлялись в небольшое поместье в селе Даровом Тульской губернии. Позднее Федор Михайлович называл свое детство лучшей порой жизни. И хотя семья не была богатой, детям старались дать хорошее образование: отец учил их латыни, а приходящие учителя преподавали русскую словесность, математику, французский язык.

Сегодня Федора Достоевского знают на всех континентах как русского писателя, мыслителя, философа и публициста. По данным ЮНЕСКО он является одним из самых читаемых писателей в мире. Ранние произведения Достоевского, как и повесть «Записки из Мертвого дома», способствовали возникновению жанра психологической прозы. Творчество Федора Михайловича оказало существенное воздействие на мировую литературу, в частности на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе, таких как Уильям Фолкнер, Александр Солженицын, Жан-Поль Сартр, Орхан Памук, Джон Максвелл Кутзее и т. д.

Независимо от того, что пишет Достоевский: роман или пятистраничный рассказ – произведение всегда заставляет задуматься и погрузиться в себя. Одним из таких трудов является небольшой рассказ «Мужик Марей». Впервые он был опубликован в 1876 году в февральском выпуске журнала «Дневник Писателя». Рассказ начинается со слов:

«Но все эти professions de fois я думаю, очень скучно читать, а потому расскажу один анекдот, впрочем, даже и не анекдот; так, одно лишь далекое воспоминание, которое мне почему-то очень хочется рассказать именно здесь и теперь, в заключение нашего трактата о народе. Мне было тогда всего лишь девять лет от роду… но нет, лучше я начну с того, когда мне было двадцать девять лет от роду».

Федор Михайлович в основу произведения заложил автобиографические воспоминания. В 1831 году отец будущего писателя купил имение в селе Даровом, сегодня это Московская область. Впервые Достоевский приехал в имение в апреле 1832 года. Именно в той поездке испугавшегося Федю успокоил крепостной мужик-пахарь с окладистой бородой. Эта сцена и стала основой пасхального рассказа «Мужик Марей», а вот эпизод на каторге относится к Пасхе 1850 года.

В Светлое Христово Воскресение в остроге позволялось отдохнуть от работ. Уже второй день «шел праздник»: пьяных было множество, ругательства, ссоры поминутно во всех углах, безобразные песни, картежные игры и несколько уже избитых до полусмерти каторжных, которых прикрыли тулупами на нарах, пока оживут и очнутся. Наблюдая эту картину, главный герой притворяется спящим, чтобы избежать придирок сидельцев, и погружается в воспоминания детства. Он припоминает, как в девятилетнем возрасте ему почудилась в лесном уединении опасность бегущий волк. Мальчик бросился искать защиты у оказавшегося неподалеку крепостного мужика, занятого полевыми работами.

В памяти героя навсегда отпечаталось ощущение непередаваемой доброты в глазах этого не слишком-то знакомого для него человека. Красота и глубина души, отразившаяся в том взгляде, проявились просто, свободно и легко, как проявляется только то, что истинно присуще человеку. Утешая и успокаивая ребенка, крепостной несколько раз перекрестил его с именем Спасителя, как бы оберегая тем от опасности и страха: «Уж я тебя волку не дам! – прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь, – ну, Христос с тобой, ну ступай, – и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился. Я пошёл, оглядываясь назад почти каждые десять шагов. Марей, пока я шёл, всё стоял со своей кобыленкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая мне головой, когда я оглядывался». 

Ненарочитость слов и жестов Марея обнаруживают подлинность его веры и ту укорененную в нем любовь, какую заповедал Сам Господь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). И теперь находясь в остроге, герой делает вывод о том давнем событии: «Встреча была уединенная, в пустом поле, и только Бог, может, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством и какою тонкою, почти женственною нежностью может быть наполнено сердце иного грубого, зверски невежественного крепостного русского мужика…»

Открыв глаза, герой вдруг отчетливо переживает внутреннее преображение. Он уже не судит этих несчастных сидельцев, нет в его сердце злобы и ненависти, ведь каждый из них может быть таким же Мареем в сердце, которого он не способен заглянуть. «Не судите да не судимы будете» (Мф. 7:1), – говорит Спаситель, но этому трудно следовать и герой в этом убеждается. Не это ли настоящее чудо воскрешения его души, произошедшее в дни Светлой Пасхи? Здесь Федор Михайлович очень близок мысли святителя Иоанна Златоуста: судить человека (также как и народ) нужно не по падению его, но по восстанию из падения.

Автор: Виктория Колтыга

Оставить комментарий