Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Терракотовый бюст Иисуса «Муж Скорбей» итальянский скульптор эпохи Возрождения Маттео Чивитали создал во второй половине XV века. Сейчас произведение находится в Национальной галерее Штернбергского дворца в Праге.
В Библии сказано, что Иисус добровольно принёс Себя в жертву во имя Спасения человечества, искупив тем самым его грехи. Об этом возвещали ещё древние Пророки. – «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. … Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. … Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:3,5,7).
Скульптура изображает Спасителя по грудь. На Нём – хитон, застёгнутый у горла, и накидка с тяжёлыми складками. На голове Иисуса – Терновый Венец с острыми шипами, вонзившимися в лоб. Лик Христа, обрамлённый длинными волнистыми локонами и небольшой бородкой, выражает муку и скорбь. Страдальчески сдвинутые брови, прямой невидящий взгляд, приоткрытые в молитве уста, капли крови, бегущие по лицу... Что ты сделал с Сыном Божьим, человек?
Произведения Маттео Чивитали отличаются красотой образов, изяществом пластических линий и точной техникой исполнения. Игра света и тени на поверхности скульптуры оживляет материал, сообщая ему мягкую динамику, спокойную эмоциональность и Божественную одухотворённость.
История создания
Терракотовый бюст Христа «Муж Скорбей» Маттео Чивитали создал во второй половине XV столетия. В наши дни произведение представлено в Национальной галерее Штернбергского дворца в Праге.
В Галерее дворца находится постоянная экспозиция «Европейское искусство от Античности до Барокко», включающая произведения античного искусства, иконы, а также наследие нидерландских, итальянских, французских, испанских, немецких и австрийских мастеров от Средневековья до конца XVIII века. Знаменитая коллекция итальянского искусства XIV–XVI веков австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда украшает залы второго этажа.
Отношение автора к вере
Сведения о личной жизни Маттео Чивитали крайне скудны. Известно, что он родился в семье военного и был крещён в младенческом возрасте. Чивитали – автор многочисленных религиозных скульптур в церквях его родной Лукки и в других тосканских городах.
Образы Библейских героев, созданные Маттео Чивитали из камня, дерева и терракоты, обладают мягким изяществом и одухотворённостью. Они сделаны мастером с большим тщанием и любовью, что, несомненно, отражает его истинное отношение к вопросам религии.
Биография
Маттео Чивитали, которого считают одним из лучших скульпторов тосканской школы XV столетия, родился в Лукке 5 мая 1436 года. Предположительно, был учеником Дезидерио да Сатиньяно. Известен как художник, скульптор, архитектор и военный инженер.
Чивитали прославился созданием гробницы Пьетро да Ночето (1472) в соборе Сан-Мартино в Лукке. Его покровителем стал Доменико Бертини, который потратил значительные средства на украшение собора. Большинство произведений мастера находится в его родной Лукке, но он также много работал и над алтарями Пизанского собора.
Наиболее известные произведения Маттео Чивитали в Лукке: в соборе Сан Мартино – ковчег для хранения древнего кипарисного распятия, считающегося чудотворным (Volto Santo), статуя Святого Себастиана, кафедра, орнаментированная рельефами, скульптурный портрет графа Доменико Бертини, две фигуры коленопреклоненных ангелов и алтарь святого Регула; в церкви Сан-Фредиано – крестильная купель; в церкви Троицы – рельеф Мадонны делла Тосса; на фасаде церкви Святого Михаила – статуя Мадонны с Младенцем. В других итальянских городах также есть работы мастера: в соборе Святого Лаврентия (Генуя) – статуи Адама, Евы, Исайи, Аввакума, Захарии и Елизаветы, в Палаццо Барджелло (Флоренция) – его знаменитый рельеф «Вера».
Маттео Чивитали умер 12 октября 1501 года в Лукке. Его дело продолжил сын, Николао Чивитали, который так же, как и отец, стал скульптором и архитектором.
Автор текста: Марина Румянцева.