Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморный рельеф, изображающий Мадонну с Младенцем в Горнем мире – «Мадонна в облаках», был создан великим Донателло во второй половине 1420-х годов. Сейчас произведение находится в Америке, в бостонском Музее изящных искусств.
Композиция рельефа изображает Мадонну, сидящую на облаках, и обнимающую прильнувшего к ней Младенца Иисуса. Вокруг Них, в небесах, летают Ангелочки-путти. На Богоматери – накидка из тонкой ткани, Её волосы прикрыты, ноги босы, над головой – нимб. Пресвятая Дева изображена в профиль. Она обнимает Сына за плечи, склонённый лик Марии печален, взгляд задумчив.
Младенец Иисус в лёгких пеленах, прильнул к Матери, тоже обнимая Её маленькими ручками. Личико малыша светло, взгляд задумчив, над Его головой – нимб. Вся картина, выполненная живописным рельефом, полна нежности и любви.
Пластике Донателло, испытавшей сильное влияние античного искусства, присуща наполненность глубоким смыслом, гуманистическое совершенство форм и внутренняя экспрессия. Произведения мастера навсегда остаются шедеврами итальянского Возрождения и эталоном высокого искусства.
История создания
Небольшой (33 х 32 см), почти квадратный рельеф из мрамора, изображающий Мадонну и Младенца Иисуса в облаках, Донателло создал в 1425 – 1428 годах, в свой первый творческий период. Мастер, за долгую жизнь скульптора, изваял множество образов Богоматери из дерева, бронзы, терракоты и камня. Ранние Мадонны Донателло отличаются ясностью и простотой, более поздние становятся изысканными и декоративными.
«Мадонна в облаках», как и многие произведения мастера, выполнена в технике «сплющенного рельефа», которая позволяет создавать ощущение пространственного объёма на плоскости картины. Сейчас это прекрасное произведение экспонируется в бостонском Музее изящных искусств.
Отношение автора к вере
Сведения о личной жизни Донателло и чертах его характера крайне скудны. Об отношении мастера к вопросам религии можно судить лишь опосредованно – по его произведениям. Большинство скульптурных композиций Донателло изображают Библейских героев и сюжеты обоих Заветов. Безусловно, величайший мастер эпохи Возрождения, был человеком верующим. В своих статуях и рельефных композициях Донателло наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными. Например, скульптуры Пророков Марка и Иоанна, из раннего периода своего творчества (начало XV века).
В поздних работах мастера усиливаются драматические ноты, например, в деревянной статуе Марии Магдалины (середина XV века) прослеживается возвращение к мотивам готики для более выразительной передачи внутренней экспрессии образа. Его рельефы на тему «Страстей Христовых» изображают мистические преображения Иисуса. Пластика фигур, их жесты отражают всю гамму душевных порывов – от отчаяния до неистовства. В последнем периоде своего творчества, Донателло через Библейские сюжеты раскрывает темы страдания, покаяния и отрешенности от земных страстей.
Биография
Итальянский скульптор Донателло (Donatello) творил в эпоху раннего Возрождения. Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) предположительно родился во Флоренции или в ее окрестностях в 1386 году. Его отец занимался переработкой шерсти, что давало семье неплохой доход, и мечтал передать дело сыну. Юный Донателло же был склонен к творчеству, обладал художественным вкусом и выдающимися способностями. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком. Мальчик, после смерти отца, остался с матерью, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Будущий знаменитый скульптор обучался ювелирному делу в мастерской, принадлежавшей известному флорентийскому художнику и скульптору, Биччи ди Лоренцо. Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие работы. Ювелирное искусство в те времена было признано наравне со скульптурой, архитектурой и живописью. Мастера-ювелиры создавали декор флорентийского Кафедрального собора (Дуомо). Обучение Донателло ювелирному искусству оплачивал его покровитель, банкир и меценат, Мартелли.
Своё художественное образование Донателло продолжил уже в Риме, отправившись туда в 1404 году вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески. Его учителем стал выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти. Природное трудолюбие и талант Донателло, наравне с привитыми ему во время обучения навыками, явили миру замечательные скульптуры из мрамора, дерева и бронзы, прославившие своего автора на века. В 1412 году Донателло был принят в гильдию Святого Луки как «скульптор и золотых дел мастер».
Вернувшись из Рима во Флоренцию, мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, завоевал признание и уважение современников. Донателло старался не упускать ни одного предложения, искусство было единственной его страстью. Он не стяжал богатства. В мастерской художника висела корзина, где хранились деньги, полученные за работу, и любой из его учеников мог взять оттуда нужную сумму.
Донателло много путешествовал. Он создавал свои шедевры не только в Венеции и Риме, но и в Пизе, Сиене, Падуе и многих других городах Италии. О его личной жизни сохранилось мало сведений, он не оставил наследников. Умер мастер в 1466 году, в 80-летнем возрасте. Перед своей кончиной он пребывал в затруднительном материальном положении, тяжело и долго болел. Донателло был погребён, с подобающими великому скульптору почестями, в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), самом большом храме Флоренции, украшенном его гениальными творениями.
Автор текста: Марина Румянцева.