Литургическая драма «Ряд добродетелей» - Хильдегарда Бингенская
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Литургическая драма «Ряд добродетелей» - `Ряд добродетелей` (Ordo virtutum) является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.
В `Ordo virtutum` речь идет о борьбе за человеческую душу между добродетелью и дьяволом. Произведение можно разделить следующим образом:
Часть 1. Пролог, в котором патриархи и пророки представляют Добродетели.
Часть 2. Мы слышим жалобы душ, которые заключены в тюрьму в тела. Душа является слишком нетерпеливой, ей хочется пропустить жизнь и пойти сразу в Небеса. Когда Добродетели говорят ей, что она должна сначала жить, Дьявол обольщает ее мирскими соблазнами.
Часть 3. Добродетели сменяются, рассказывая о себе, в то время как Дьявол иногда прерывает их экспрессивными противопоставлениями и оскорблениями.
Часть 4. Раскаявшаяся душа возвращается. Как только Добродетели принимают ее назад, они поворачиваются к Дьяволу, которого связывают, и затем хвалят Бога.
Часть 5. Шествие всех персонажей.
Дьявол не поёт, он только кричит и ворчит, потому что не может воспроизводить божественную гармонию.
Ordo Virtutum написано драматическим стихом и содержит 82 различных мелодии, которые установлены более слогово, чем литургические песни Хильдегард. В plainchant поются все партии, кроме Devil. Существует чередование сольных и припевных партий, а также мелизматических и слоговых линий.
Основные «действия» в пьесе разворачиваются в аллегорических башнях, а музыкальные размеры определяются архитектурное понимание, например, развитие процессионных песнопений, которые связывают действие в одной башне с действием другой.
Последние стихи пьесы переходят в мистическую форму и описывают распятие Христа, спрашивая слушателей преклонить колени, чтобы Бог «простер к вам руку» (genua vestra ad patrem vestrum flectite / ut vobis manum suam porrigat, стр. 36–37). Последнее слово, porrigat («протягивать»), состоит из тридцати девяти нот, это самая длинная мелизма в пьесе. Он предназначен для иллюстрации протяжения божественной руки к человечеству.
История создания
Монодические церковные распевы Хильдегарды (всего семьдесят семь) на собственные латинские нерифмованные стихи отличаются необычной протяжённостью, богатой мелизматикой и в целом не подчиняются композиционно-техническому канону григорианского хорала: в них не обнаруживаются традиционные мелодические формулы хорала, амбитус постоянно превышает границы, типичные для плагального / автентического наклонений лада, нет стандартных реперкусс (и реперкуссии). Пьесы Хильдегарды украшены пышными мелизмами, в мелодической линии часты скачки на большие интервалы, и т. д. и т. п. Несмотря на то, что жанры её распевов традиционно классифицируются по сетке католического оффиция и мессы (антифоны, респонсории, гимны, секвенции), способ их внедрения в обычную «строгую» службу (в которой, как известно, превалируют силлабические псалмы и короткие невматические антифоны) неясен.
Хильдегарда считала музыку проявлением божественной гармонии, раскрывающей суть души человека. Музыкальные произведения создавались для монастыря и исполнялись во время литургий и праздников в церковном календаре. Хильдегарда сама составила сборник своих сочинений под названием «Гармоническая симфония небесных откровений», состоящий из семи десятков распевов.
Сохранилось больше песнопений Хильдегарды, чем любого другого композитора за все Средневековье, и она является одним из немногих известных композиторов, написавших как музыку, так и слова
Отношение автора к вере
Хильдегарда Бингенская проводила жизнь, полную духовных подвигов, написала большое количество духовных песнопений, став одной из самых известных женщин - христианских духовных композиторов .
Биография
Св. Хильдегарда Бингенская (нем. Hildegard von Bingen, 1098, Бермерсхайм, Германия — 17 сентября 1179, монастырь Рупертсберг под Бингеном, Германия) — немецкая монахиня, настоятельница монастыря в долине Рейна. Автор мистических трудов, религиозных песнопений и музыки к ним, а также трудов по естествознанию и медицине.
Родилась в семье дворян, служивших графам фон Шпонхайм. Была десятым ребёнком у своих родителей, Хильдеберта и Мехтильды. В возрасте 8 лет была отдана на воспитание к монахине Ютте, сестре графа Мейнхарда фон Шпонхайма. Когда Хильдегарде было 14, она вместе с Юттой поселилась в женском ските под Бингеном под покровительством тамошнего мужского бенедиктинского монастыря, посвящённого св.Дизибоду. Образование Хильдегарды охватывало по меньшей мере элементарные занятия по Библии и латинской патристике, семь свободных искусств и литургию бенедиктинцев.
Хильдегарда с детских лет сочиняла гимны и музыку к ним; в 1150-х она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в цикле под названием «Созвучие мелодий небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum). В него вошло более 70 одноголосных песнопений (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле. Сохранилась её литургическая драма «Ряд добродетелей» (Ordo virtutum), которая посвящена теме борьбы за душу человеческую между 16 добродетелями и дьяволом (единственная мужская партия). По сути Ordo virtutum является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, литургическая драма была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.