«Когда кичливый ум, измученный борьбою…» - Фет Афанасий Афанасьевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Когда кичливый ум, измученный борьбою…»
«Когда кичливый ум, измученный борьбою…»
Автор: Фет Афанасий Афанасьевич
Жанр: Библейская поэзия
Год создания: 1842 г.
Эпизод в Библии:

Автор многочисленных лирических произведений, дворянин по крови, известный столичный поэт и хозяин-агроном, с усадьбы которого поставлялась яблочная пастила прямо к императорскому двору, Афанасий Афанасьевич Фет известен широкому автору светлыми строками: «Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало…». Он производит впечатление романтичного и добродушного человека, который писал в стиле «где-то, что-то веет, млеет…», – именно так отзывался о поэзии Фета Иван Тургенев. Однако Афанасий Афанасиевич себя оценивал иначе. «Если спросить, как называются все страдания и горести моей жизни, то я отвечу: имя им – Фет», – откровенничал поэт с женой.


Афанасий Фет родился 5 декабря 1820 года в Орловской губернии в семье богатого помещика Афанасия Шеншина и Шарлотты Беккер (в первом браке Фёт). До 14 лет мальчик носил фамилию отца, но случается неожиданное – ему велено носить фамилию первого мужа матери. Обнаружилось, что он родился до того, как брак его родителей был освящен церковью. Фетом он станет по ошибке сотрудника типографии при издании журнала. С того момента буква «ё» в фамилию поэта не возвращалась. Но это совсем не курьез и не забавная история, а настоящая трагедия, ведь тогда юный Афанасий лишился не просто фамилии, а дворянства и прав на наследование имения отца. Вернуть фамилию «Шеншин» и потомственное дворянство поэту удалось только в 1873 году. Тем не менее, под своими стихами он продолжал подписываться «Фет». 


Афанасия Афанасиевича нельзя однозначно назвать верующим или атеистом. Споры об этом идут регулярно, но то, что он никогда не был равнодушным к религиозным вопросам – можно утверждать с уверенностью. Фет получил классическое религиозное воспитание, поэтому прекрасно разбирался в библейских образах. Вопросы веры на протяжении всей жизни не прекращали занимать его ум. Это был сложный поиск ответов, причем очень болезненный и личностный. Уже в ранних стихах просматриваются христианские мотивы и с каждым новым поэтическим сборником они только развиваются. 


Стихотворение «Когда кичливый ум, измученный борьбою…» было написано в 1842 году, когда поэту исполнилось 22 года. 


Когда кичливый ум, измученный борьбою

С наукой вечною, забывшись, тихо спит,

И сердце бедное одно с самим собою,

Когда извне его ничто не тяготит,


Основой произведения становится противопоставление разума и сердца. Фет не признает рациональное начало и, по его мнению, в суть вещей можно проникнуть только сердечным опытом, опытом чувств. 


Когда, безумное, но чувствами всесильно,

Оно проведает свой собственный позор,

Бестрепетностию проникнется могильной

И глухо изречет свой страшный приговор:


Страдать, весь век страдать бесцельно, безвозмездно,

Стараться пустоту наполнить – и взирать,

Как с каждой новою попыткой глубже бездна,

Опять безумствовать, стремиться и страдать, –


Почти все стихотворение представляет собой духовные искания. Это молитвенное переживание можно обрести только путем угасания «кичливого ума», которое рождается в страдании сердца. Интересно, что Фет наделяет опустошенное сердце эпитетами, подчеркивающими его безверие: бедное, безумное, всесильно чувствами, страдающее. И тут рождается покаянный порыв, который передается при помощи известного библейского образа:


О, как мне хочется склонить тогда колени,

Как сына блудного влечет опять к Отцу! –

Я верю вновь во всё, – и с шепотом моленья

Слеза горячая струится по лицу.


Евангельская притча о блудном сыне напоминает нам, что только при условии истинного смирения возможно прощение. В этой новозаветной истории повествуется о человеке и двух его сыновьях. Чтобы покинуть отчий дом, младший сын потребовал выдать причитающуюся ему долю наследства. Получив свое, он скитается в далеких землях, истрачивает все свое состояние и в бедственном положении возвращается в родительский дом. «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:21), – говорит блудный сын. Отец принимает его покаяние, дает ему лучшую одежду, перстень и устраивает пир: «Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:23-24). Стихотворение заканчивается фразой лирического героя «Я верю вновь во все», в которой так и слышится евангельское: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Так метущийся ум обретает успокоение в вере.


Автор: Виктория Колтыга



Когда кичливый ум, измученный борьбою
--:--
00:49
1x

Оставить комментарий