Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Кантига 42 «A Virgen mui grorïosa» («Кольцо на пальце статуи Пресвятой Девы»): во время реконструкции церкви в Германии статую Пресвятой Девы временно перенесли из алтаря на портик городской площади.
Несколько молодых людей играли в мяч на площади. На одном из юношей было кольцо, подаренное ему возлюбленной. Думая, что мяч может повредить его, он надел его на палец статуи для сохранности. Преклонив колени перед статуей, он надел кольцо на ее палец. Он пообещал Пресвятой Деве, что никогда не полюбит другую женщину и что будет ей верен.
Статуя сомкнула палец вокруг кольца, и люди, видя это, посоветовали молодому человеку вступить в цистерцианский орден. Он пренебрег своим обещанием Пресвятой Деве и женился на своей девушке.
В его первую брачную ночь, когда он лежал в постели, ему явилась Пресвятая Дева и упрекнула его в неверности ей. Жених не хотел оставлять свою невесту, поэтому Пресвятая Дева легла на кровать и разлучила его с женой. Она потребовала, чтобы он немедленно ушел.
Он был так напуган, что сразу встал и месяц бродил по дикой местности. Позже он жил отшельником в сосновой роще и служил Пресвятой Деве.
Рефрен: A Virgen mui groriosa/ Reỹa espirital/ dos que ama é ceosa/ ca non quer que façan mal.
История создания
«Cantigas de Santa Maria» («Песнопения Пресвятой Богородице») Альфонса Мудрого – чуть ли не самый известный сборник средневековых песнопений духовного содержания, исполняющихся на территории Испании на время XIII века. Составленный под непосредственной инициативой короля Альфонса X Кастильского, сборник отражает разнообразие традиций исполнения кантиг, посвящённых чудесам Богородице. Кантига – жанр паралитургических песен, распространённых на территории Испании и Португалии в XIII-XIV веках. Всего же различались сantigas de amigo (любовные песни, написанные от лица женщины), cantigas de amor (песни о любви, написанные от лица мужчины), cantigas de escárnio e maldizer («песни насмешки и злословия»), cantigas de geste (жесты, эпические песни). «Кантиги Деве Марии», обычно исполнявшиеся во время церковных празднеств, прославляют добродетели Богородицы и чудеса, совершённые ей на благо людям. Кантиги являют собой исключительную ценность для испанской музыкальной истории, и, вместе с тем, ритмы исполнения многих остаются недостаточно ясными. На сей день каждый ансамбль придерживается несколько оригинальных манер исполнения, по-своему раскрывая ритмы и мелодичность знаменитых кантиг.
Отношение автора к вере
Альфонсо Мудрый создал очень большое количество духовных песнопений – гимнов, прославляющих Пресвятую Богородицу, чем и обессмертил свое имя. Его произведения основаны на глубоком знании Священного Писания и Предания.
Биография
Альфонсо X Мудрый (Alfonso X el Sabio) (23.11.1221, Толедо - 4.04.1284, Севилья) — король Кастилии и Леона (1252 - 1284).
Является составителем и издателем сборника кантиг `Las Cantigas de Santa Maria`, испанских и португальских паралитургических песен.
Большую часть дошедших до нас кантиг составляют песни деве Марии (cantigas de Santa María) - более 420 пьес, записанных при дворе короля Альфонсо X Мудрого в 1270-90 годах (не исключено, что сам монарх был автором многих кантиг). Дошли они до нас в четырёх богато иллюстрированных манускриптах, которые датируются концом XIII - 1-й половиной XIV вв. В трёх из них кантиги записаны квадратной нотацией (существует острая проблема их ритмической транскрипции), в четвёртом только стихи, без нотной записи.
«Альфонсинские» кантиги, написанные на галисийско-португальском языке (который служил языком лирической поэзии в тогдашней Испании), описывают совершённые Богородицей чудеса (cantigas de miragre), каждая десятая кантига - песнь в Её хвалу (cantiga de loor).
Все кантиги содержат рефрен, стихотворная форма обнаруживает влияние испано-арабской поэтической формы заджаль. Основная текстомузыкальная форма кантиги - виреле. Склад одноголосный. Мелодии преимущественно в дорийском и миксолидийском ладах, количество мелизмов невелико.
Около 20 кантиг учёные идентифицировали как контрафактуры репертуара труверов и трубадуров, остальные - местного происхождения.
Авторы кантиг (поэты и композиторы) как правило неизвестны; среди немногих известных авторов - галисийский жонглёр («хуглар») Мартин Кодакс (между 1240 и 1270) и португальский король-трубадур Диниш I (Dom Dinis; годы правления 1279-1325).
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.