Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Кантига 192 (397) «Muitas vegadas o dém» enganados ten os ómes» («Слуга-мусульманин»): В Консуэгре жил мужчина, который любил Пресвятую Деву. Каждый день он спорил с мавром из Альмерии, который дискредитировал Пресвятую Деву, говоря, что у нее нет силы.
Мавр был пленником христианина и неверующим человеком. Он понравился христианину и тот пообещал ему, что если он обратится в христианство, то поделится с ним своим богатством. Но мавр отказался менять свое мнение, и спор продолжался.
Христианин поместил мавра в пещеру и заставил его лечь. Пришел дьявол и вошел в Мавра, но он защищался и откусил дьяволу палец. Мавр боролся с дьяволом две ночи, а на третью ему явилась Пресвятая Дева. Она сказала ему покаяться и отказаться от Мухаммеда, которого она назвала “лживым, тщеславным, безумным, подлым псом”. Мавр согласился стать христианином и сказал, что с его стороны ранее было неразумно отказываться от крещения. Утром, когда его учитель-христианин вывел его из пещеры, мавр сказал ему, что он хотел бы обратиться в христианство.
Хозяин окрестил его и оказал большие почести. С тех пор мавр вел праведную жизнь и верно служил Пресвятой Деве.
Рефрен: Muitas vegadas o dem’ enganados/ ten os omes, porque lles faz creer/ muitas sandeces, e taes pecados/ desfaz a Virgen por seu gran saber.
История создания
«Cantigas de Santa Maria» («Песнопения Пресвятой Богородице») Альфонса Мудрого – чуть ли не самый известный сборник средневековых песнопений духовного содержания, исполняющихся на территории Испании на время XIII века. Составленный под непосредственной инициативой короля Альфонса X Кастильского, сборник отражает разнообразие традиций исполнения кантиг, посвящённых чудесам Богородице. Кантига – жанр паралитургических песен, распространённых на территории Испании и Португалии в XIII-XIV веках. Всего же различались сantigas de amigo (любовные песни, написанные от лица женщины), cantigas de amor (песни о любви, написанные от лица мужчины), cantigas de escárnio e maldizer («песни насмешки и злословия»), cantigas de geste (жесты, эпические песни). «Кантиги Деве Марии», обычно исполнявшиеся во время церковных празднеств, прославляют добродетели Богородицы и чудеса, совершённые ей на благо людям. Кантиги являют собой исключительную ценность для испанской музыкальной истории, и, вместе с тем, ритмы исполнения многих остаются недостаточно ясными. На сей день каждый ансамбль придерживается несколько оригинальных манер исполнения, по-своему раскрывая ритмы и мелодичность знаменитых кантиг.
Отношение автора к вере
Альфонсо Мудрый создал очень большое количество духовных песнопений – гимнов, прославляющих Пресвятую Богородицу, чем и обессмертил свое имя. Его произведения основаны на глубоком знании Священного Писания и Предания.
Биография
Альфонсо X Мудрый (Alfonso X el Sabio) (23.11.1221, Толедо - 4.04.1284, Севилья) — король Кастилии и Леона (1252 - 1284).
Является составителем и издателем сборника кантиг `Las Cantigas de Santa Maria`, испанских и португальских паралитургических песен.
Большую часть дошедших до нас кантиг составляют песни деве Марии (cantigas de Santa María) - более 420 пьес, записанных при дворе короля Альфонсо X Мудрого в 1270-90 годах (не исключено, что сам монарх был автором многих кантиг). Дошли они до нас в четырёх богато иллюстрированных манускриптах, которые датируются концом XIII - 1-й половиной XIV вв. В трёх из них кантиги записаны квадратной нотацией (существует острая проблема их ритмической транскрипции), в четвёртом только стихи, без нотной записи.
«Альфонсинские» кантиги, написанные на галисийско-португальском языке (который служил языком лирической поэзии в тогдашней Испании), описывают совершённые Богородицей чудеса (cantigas de miragre), каждая десятая кантига - песнь в Её хвалу (cantiga de loor).
Все кантиги содержат рефрен, стихотворная форма обнаруживает влияние испано-арабской поэтической формы заджаль. Основная текстомузыкальная форма кантиги - виреле. Склад одноголосный. Мелодии преимущественно в дорийском и миксолидийском ладах, количество мелизмов невелико.
Около 20 кантиг учёные идентифицировали как контрафактуры репертуара труверов и трубадуров, остальные - местного происхождения.
Авторы кантиг (поэты и композиторы) как правило неизвестны; среди немногих известных авторов - галисийский жонглёр («хуглар») Мартин Кодакс (между 1240 и 1270) и португальский король-трубадур Диниш I (Dom Dinis; годы правления 1279-1325).
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.