Кантига 15 «Смерть Юлиана Отступника» - Альфонсо X Мудрый

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Кантига 15 «Смерть Юлиана Отступника»
Кантига 15 «Смерть Юлиана Отступника»
Автор: Альфонсо X Мудрый
Произведение: «Todo-los Santos que son no Ceo»
Жанр: Духовная музыка
Год создания: 1740 г.
Стиль:Духовное сочинение
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Кантига 15 «Todo-los Santos que son no Ceo» («Смерть Юлиана Отступника»): когда император Юлиан сражался с персами, ему пришлось проезжать через Кесарию. Святой Василий вышел, чтобы выразить ему почтение. Он приветствовал императора и предложил ему буханку ячменного хлеба. Юлиан отверг дар и поклялся разрушить монастырь Василия и всю Кесарию. Он сказал Василию, что заставит его есть сено, но Василий предупредил его, что Бог отомстит ему за оскорбление.

Когда Василий вернулся в город, он собрал людей и рассказал им об угрозе Юлиана. Он приказал им поститься в течение трех дней и проводить бдения в церкви Пресвятой Девы, чтобы она предотвратила нападение.

Василий заснул перед алтарем, и Дева явилась ему с великим сонмом святых. Она пообещала отомстить Юлиану и призвала святого Меркурио. Дева приказала отомстить императору. Святой Меркурио, скачущий на белом коне и размахивающий копьем, поразил Юлиана и убил его. Василий видел все это в видении.

Проснувшись, Василий позвал одного из своих спутников и пошел посмотреть на место, где он положил оружие Святого Меркурио. Когда он не смог его найти, он понял, что его сон был реальностью. Он собрал людей и рассказал, что святой Меркурио убил Юлиана ударом своего копья — ударом, лучшим, чем у любого рыцаря. Он сказал, что ходил на могилу Святого Меркурио и увидел, что его оружие пропало.

Люди сопровождали Василия к гробнице и на этот раз нашли там оружие. Копье святого Меркурио было покрыто кровью, что доказывало, что Пресвятая Дева защитила их от Юлиана. Пока люди с удивлением смотрели на оружие, к ним подошел сирийский философ по имени мастер Либано. Он был на битве и подтвердил, что Юлиан мертв.

Он сказал, что видел, как белый рыцарь нанес Юлиану сильный удар, и сказал им, что хочет остаться с ними и принять христианство. Мастер Либано был немедленно крещен, а затем люди начали отмечать праздник Пресвятой Девы.

 

Рефрен: Todolos santos que son no ceo/ de servir muito an gran sabor/ Santa Maria a virgen, madre/ de Jesucristo, Nostro Sennor.

 

История создания

   «Cantigas de Santa Maria» («Песнопения Пресвятой Богородице») Альфонса Мудрого – чуть ли не самый известный сборник средневековых песнопений духовного содержания, исполняющихся на территории Испании на время XIII века. Составленный под непосредственной инициативой короля Альфонса X Кастильского, сборник отражает разнообразие традиций исполнения кантиг, посвящённых чудесам Богородице. Кантига – жанр паралитургических песен, распространённых на территории Испании и Португалии в XIII-XIV веках. Всего же различались сantigas de amigo (любовные песни, написанные от лица женщины), cantigas de amor (песни о любви, написанные от лица мужчины), cantigas de escárnio e maldizer («песни насмешки и злословия»), cantigas de geste (жесты, эпические песни). «Кантиги Деве Марии», обычно исполнявшиеся во время церковных празднеств, прославляют добродетели Богородицы и чудеса, совершённые ей на благо людям. Кантиги являют собой исключительную ценность для испанской музыкальной истории, и, вместе с тем, ритмы исполнения многих остаются недостаточно ясными. На сей день каждый ансамбль придерживается несколько оригинальных манер исполнения, по-своему раскрывая ритмы и мелодичность знаменитых кантиг.



Отношение автора к вере

Альфонсо Мудрый создал очень большое количество духовных песнопений – гимнов, прославляющих Пресвятую Богородицу, чем и обессмертил свое имя. Его произведения основаны на глубоком знании Священного Писания и Предания. 

   

Биография

Альфонсо X Мудрый (Alfonso X el Sabio) (23.11.1221, Толедо - 4.04.1284, Севилья) — король Кастилии и Леона (1252 - 1284).

Является составителем и издателем сборника кантиг `Las Cantigas de Santa Maria`, испанских и португальских паралитургических песен.

Большую часть дошедших до нас кантиг составляют песни деве Марии (cantigas de Santa María) - более 420 пьес, записанных при дворе короля Альфонсо X Мудрого в 1270-90 годах (не исключено, что сам монарх был автором многих кантиг). Дошли они до нас в четырёх богато иллюстрированных манускриптах, которые датируются концом XIII - 1-й половиной XIV вв. В трёх из них кантиги записаны квадратной нотацией (существует острая проблема их ритмической транскрипции), в четвёртом только стихи, без нотной записи.

«Альфонсинские» кантиги, написанные на галисийско-португальском языке (который служил языком лирической поэзии в тогдашней Испании), описывают совершённые Богородицей чудеса (cantigas de miragre), каждая десятая кантига - песнь в Её хвалу (cantiga de loor).

Все кантиги содержат рефрен, стихотворная форма обнаруживает влияние испано-арабской поэтической формы заджаль. Основная текстомузыкальная форма кантиги - виреле. Склад одноголосный. Мелодии преимущественно в дорийском и миксолидийском ладах, количество мелизмов невелико.

Около 20 кантиг учёные идентифицировали как контрафактуры репертуара труверов и трубадуров, остальные - местного происхождения.

Авторы кантиг (поэты и композиторы) как правило неизвестны; среди немногих известных авторов - галисийский жонглёр («хуглар») Мартин Кодакс (между 1240 и 1270) и португальский король-трубадур Диниш I (Dom Dinis; годы правления 1279-1325).            



Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

 

Оставить комментарий