Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Избиение младенцев» – произведение кисти итальянского художника Джентиле да Фабриано, созданное на сюжет из Евангелия от Матфея. В Новом Завете сказано, что после донесения Ироду о рождении Христа, будущего Царя Иудейского, тот издал указ об истреблении всех младенцев до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Изображённая художником сцена демонстрирует жестокость, с которой подчинённые Ирода убивали ни в чём неповинных детей.
Воины наносят смертельные удары своим оружием по обнаженным телам младенцев. Из ран течет алая кровь, омывая уже бездыханных малышей, лежащих на земле. Сверху из каменной башни наблюдает за всем происходящим сам царь. Его взгляд хладнокровен и невозмутим. Жажда власти сделала его бессердечным, алчность застилала ему глаза. Вся картина крупным планом показывает творящееся зло, на которое оказались способны люди. Отсутствие ярких и насыщенных цветов, тем не менее, не лишает изображение экспрессии.
История создания
Картина «Избиение младенцев», выполненная темперой по дереву, является частью полиптиха Кваратези, созданного Джентиле да Фабриано уже под конец своей жизни. В 1425 году Джентиле приезжает во Флоренцию, где начинает работу над значимым полиптихом для церкви Сан-Никколо Ольтрарно. Масштабная работа знаменовала собой поздний этап в творчестве художника и во многом отражает его мастерство и талант. Целиком полиптих, к сожалению, не удалось сохранить. Его разрозненные части в настоящее время разбросаны по многим мировым музеям, в частности, «Избиение младенцев» находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции.
Отношение автора к вере
О религиозных воззрениях художника известно не так много. Согласно имеющейся информации, его отец предпочел светской жизни уединение в монастыре, где и закончил свои дни. На юного Джентиле да Фабриано не могла не оказать влияния столь беззаветная преданность отца христианской церкви. Впоследствии живописец посвятил себя религиозным сценам, воплощая на картинах различные библейские сюжеты. Его фрески и алтарные образы преисполнены возвышенного, одухотворенного чувства, а также наглядно демонстрируют прекрасное знание мастером Священного Писания.
Биография
Джентиле да Фабриано (Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси), представитель поздней интернациональной готики в Италии, родился приблизительно в 1370 г. Рано осиротев, он учился живописи в своем родном городе Фабриано у художника Аллегретто Нуци. Возможно, в юности Джентиле да Фабриано сблизился с кем-нибудь из других сиенских мастеров и быстро достиг большой известности. Работал да Фабриано главным образом в Брешии, Венеции, Флоренции, Сиене, Орвьето и в Риме, где с 1426 г. и до самой смерти занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. Эти фрески, равно как и того же рода произведения Джентиле да Фабриано в других местах, погибли, и о его даровании можно получить представление только по немногим дошедшим до нас станковым картинам, из которых самые замечательные — «Поклонение волхвов» и «Коронование Марии». Их достоинства — оживленность композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Джентиле был глашатаем высшего общества, был художником «осени средневековья». До конца жизни он оставался верен себе и своему вдохновению, избегая навязывания консервативных вкусов, искал новые способы передачи цвета и света. Умер Джентиле да Фабриано в 1427 году в Риме, где затем и был похоронен на территории церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.
Автор текста: Татьяна Абрамова.