Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Ave, generosa» (Гимн Пресвятой Деве) - в этом славном гимне Хильдегарда умело сплетает воедино несколько своих наиболее характерных образов и символов, чтобы воспеть взаимодополняющие темы целомудренного союза Девы Марии с Богом и ее рождения Сына Божьего во плоти. Перспектива гимна перемещается взад и вперед между царством небесным и его вечной симфонией, с одной стороны, и чревом Девы и его классическим символом, лилией, с другой. Таким образом, точка соприкосновения между ними наступает тогда, когда Небесный Жених вносит вечную симфонию в радостную спальню Девы и Воплощенное Слово входит в мир в песне.
Концептуальное движение первых четырех куплетов усиливается использованием повторяющегося музыкального мотива, который впервые появляется с tu materia в первом куплете — от финала до высокого А на октаву выше (что встречается в первых четырех стихах только в контексте этого мотива или его вариаций), затем он опускается на ноту за раз до D, прежде чем восстановиться до E. Этот мотив появляется также на superna (Стих 2), Лилия (стих 3), в измененном виде на dulcissima (стих 4), и снова на caloris Суй и Смотри Филиус eius (стих 4); для дальнейшего использования этого мотива см. в Беверли-Ломер комментарий ниже. Мария, как матрица и чистый, нежный белый цветок, получает свыше тепло супружеских объятий и солнечный свет, который исходит при Воплощении.
Стихи 5 и 6 превращаются в радостное празднование этого союза, сосредоточенное на том, что стало двумя ключевыми образами: царство небесное и его симфония; и движение с небес на землю, представленное в цветке и виридитах, затопленных и влитых в него (infundit, перекликающееся с superna infusio из стиха 1). Музыка в стихе 5 особенно подходит для того, чтобы соединить небесную симфонию с сиянием целомудрия Марии, поскольку она несколько раз достигает самой высокой ноты в произведении, до октавы и на четверть выше финальной. Затем в стихе 6 приводится один из любимых образов Хильдегарды - яркий, сверкающий в свете раннего утра, отражающийся от капелек росы, осевших на каждой нежной травинке.
Наконец, в стихе 7 ecclesia получает модифицированную версию повторяющегося мотива, проходящего через финал и его высокую октаву Ля, что приводит к передаче служения Матери-Девственницы от Марии к Церкви. На свет раннего утра ссылается глагол rutilet, который буквально означает “отсвечивать красным” (ср. Cum processit factura) и становится декорацией для небесной симфонии, которая прозвучала в утробе Девы с приходом Христа как “Новая песнь”, чтобы эхом отозваться в Церкви.
История создания
Монодические церковные распевы Хильдегарды (всего семьдесят семь) на собственные латинские нерифмованные стихи отличаются необычной протяжённостью, богатой мелизматикой и в целом не подчиняются композиционно-техническому канону григорианского хорала: в них не обнаруживаются традиционные мелодические формулы хорала, амбитус постоянно превышает границы, типичные для плагального / автентического наклонений лада, нет стандартных реперкусс (и реперкуссии). Пьесы Хильдегарды украшены пышными мелизмами, в мелодической линии часты скачки на большие интервалы, и т. д. и т. п. Несмотря на то, что жанры её распевов традиционно классифицируются по сетке католического оффиция и мессы (антифоны, респонсории, гимны, секвенции), способ их внедрения в обычную «строгую» службу (в которой, как известно, превалируют силлабические псалмы и короткие невматические антифоны) неясен.
Хильдегарда считала музыку проявлением божественной гармонии, раскрывающей суть души человека. Музыкальные произведения создавались для монастыря и исполнялись во время литургий и праздников в церковном календаре. Хильдегарда сама составила сборник своих сочинений под названием «Гармоническая симфония небесных откровений», состоящий из семи десятков распевов.
Сохранилось больше песнопений Хильдегарды, чем любого другого композитора за все Средневековье, и она является одним из немногих известных композиторов, написавших как музыку, так и слова
Отношение автора к вере
Хильдегарда Бингенская проводила жизнь, полную духовных подвигов, написала большое количество духовных песнопений, став одной из самых известных женщин - христианских духовных композиторов .
Биография
Св. Хильдегарда Бингенская (нем. Hildegard von Bingen, 1098, Бермерсхайм, Германия — 17 сентября 1179, монастырь Рупертсберг под Бингеном, Германия) — немецкая монахиня, настоятельница монастыря в долине Рейна. Автор мистических трудов, религиозных песнопений и музыки к ним, а также трудов по естествознанию и медицине.
Родилась в семье дворян, служивших графам фон Шпонхайм. Была десятым ребёнком у своих родителей, Хильдеберта и Мехтильды. В возрасте 8 лет была отдана на воспитание к монахине Ютте, сестре графа Мейнхарда фон Шпонхайма. Когда Хильдегарде было 14, она вместе с Юттой поселилась в женском ските под Бингеном под покровительством тамошнего мужского бенедиктинского монастыря, посвящённого св.Дизибоду. Образование Хильдегарды охватывало по меньшей мере элементарные занятия по Библии и латинской патристике, семь свободных искусств и литургию бенедиктинцев.
Хильдегарда с детских лет сочиняла гимны и музыку к ним; в 1150-х она собрала многие свои произведения, написанные для литургических нужд её монастыря и соседних общин, в цикле под названием «Созвучие мелодий небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum). В него вошло более 70 одноголосных песнопений (антифоны, респонсории, секвенции, гимны), сгруппированные по определённым литургическим темам, причём особое внимание уделялось деве Марии и св. Урсуле. Сохранилась её литургическая драма «Ряд добродетелей» (Ordo virtutum), которая посвящена теме борьбы за душу человеческую между 16 добродетелями и дьяволом (единственная мужская партия). По сути Ordo virtutum является первым в истории представлением в средневековом жанре моралите; возможно, литургическая драма была исполнена монахинями монастыря Хильдегарды в 1152 году на освящении церкви в Рупертсберге.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.