Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Гимн «Ave Maris Stella» (Радуйся, Звезда Моря) - духовное произведение Марка-Антуана Шарпантье для трех голосов голосов, двух скрипок и континуо. Текст произведения на латинском языке историки относят к VI веку и приписывают его создание святому Венанцию Фортунату. С VIII века гимн пели на вечерне и, кроме того, эта молитва Пресвятой Богородице считалась благословением путешествующих. На основе этого гимна создавались другие произведения, прославляющие Деву Марию, как милостивую и милосердную Заступницу рода христианского. В отличие от антифона с таким же названием, гимн исполнялся на вечернем богослужении, а также в качестве духовного концерта. Состоит сочинение из нескольких контрастных частей – уверенной, энергичной первой части с преимущественно респонсорным строением, изящной, сдержанной второй и яркой, выразительной третьей. Все части объединяет многократное повторение хвалебных воззваний к Богородице.
История создания.
Гимн «Ave Maris Stella» А.Шарпантье олицетворяет индивидуальный стиль композитора и в тоже время находит отклик в эпохе. Шарпантье стал новатором в своей стране, привнеся в музыку элементы нового итальянского стиля. В его творчестве можно услышать причудливое сочетание старого и нового стилей. Все духовные сочинения композитора были написаны для исполнения в церкви или связаны с церковными и важными государственными событиями. Это были торжественные произведения, так как композитор долгое время работал при Дворе. Они также являлись элементом воспитания и поддерживали доброе духовно-нравственное состояние людей в течение последующих веков.
Отношение автора к вере.
Марк-Антуан Шарпантье прославился как композитор прежде всего духовной музыки. Он написал множество мотетов, псалмов, месс, магнификатов. Трудно переоценить влияние композитор на развитие французской духовной музыки. Сегодня наследие Шарпантье переживает период возрождения.
Биография.
Марк-Антуан Шарпантье родился в Париже или недалеко от него, в семье мастера-писца, имевшего очень хорошие связи с влиятельными семьями в парижском парламенте. Будущий композитор получил очень хорошее образование, возможно, с помощью ордена иезуитов, и в восемнадцать лет поступил в юридическую школу в Париже. Он ушел из школы после одного семестра. Далее провел два или три года в Риме, вероятно, между 1667 и 1669 годами. Учился у Джакомо Кариссими. Известно также, что юный композитор был в контакте с поэтом-музыкантом Шарлем Койпо д'Ассус и сочинял для французского посольства в Риме. Легенда гласит, что Шарпантье сначала отправился в Рим изучать живопись, прежде чем его обнаружил Кариссими. Эта история не документирована и, возможно, не соответствует действительности; во всяком случае, хотя его 28 томов рукописей с автографами показывают значительное мастерство в отслеживании арабесок, используемых профессиональными писцами, они не содержат ни одного рисунка, даже зачаточного эскиза. Несмотря на это, он приобрел солидные знания о современной итальянской музыкальной практике и привез ее во Францию.
Сразу же по возвращении во Францию Шарпантье, вероятно, начал работать домашним композитором у Марии де Лоррен, герцогини де Гиз, которая была известна как мадемуазель де Гиз. Она дала ему «квартиру» в недавно отремонтированном отеле де Гиз – убедительное доказательство того, что Шарпантье не был платным домашним, который спал в маленькой комнате в огромной резиденции, но вместо этого был придворным, который занимал одну из новых квартир в крыле конюшни.
В течение следующих семнадцати лет Шарпантье сочинил для нее значительное количество вокальных произведений, среди которых псалмы, гимны, мотеты, Магнификат, месса и «Dies Irae» для похорон ее племянника Луи Жозефа, герцога Гиза, а также ряд итальянских ораторий на нелитургические латинские тексты. (Шарпантье предпочитал латинский canticum итальянскому термину oratorio). На протяжении 1670-х годов основная часть этих работ была для трио.
С конца 1687 по начало 1698, Шарпантье служил руководителем де musique, работая сначала для своих коллеж в Луи-Ле-Гран (для которой он написал «Давид и Ионафан» и где он по-прежнему работал в апреле 1691), а затем для церкви Сент-Луи. Переехав в Сен-Луи, Шарпантье практически перестал писать оратории и вместо этого в основном писал музыкальные настройки псалмов и других литургических текстов, таких как Литании Лорето. Во время учебы в Сент-Луисе его работы, как правило, предназначались для больших ансамблей, в которые входили платные певцы из Королевской оперы. Кроме того, в эти годы Шарпантье сменил Этьена Луле на посту учителя музыки Филиппа, герцога Шартрского.
Шарпантье был назначен музыкальным руководителем для Сент-Шапель в Париже в 1698 году, эту должность он занимал до своей смерти в 1704 году. Одной из его самых известных композиций во время его пребывания в должности была месса «Assumpta Est Maria». Практически ни одно из сочинений Шарпантье с 1690 по 1704 год не сохранилось, потому что после его смерти королевская администрация конфисковала все, что он написал для Капеллы. Шарпантье умер в Сент-Шапель и был похоронен на маленьком обнесенном стеной кладбище сразу за хорами часовни. (Кладбище сегодня не существует.)
В 1727 году наследники Шарпантье продали его рукописи с автографами (28 томов) Королевской библиотеке, сегодня Национальной библиотеке Франции. Широко известные, эти рукописи были разделены самим Шарпантье на две серии тетрадей-одна с арабскими цифрами, а другая с римскими цифрами, и каждая тетрадь пронумерована в хронологическом порядке. Эти рукописи (и их водяные знаки) позволили ученым не только датировать его сочинения, но и определить события, для которых были написаны многие из этих работ.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Ave, maris stella,
Dei mater alma,
atque semper virgo,
felix coeli porta.
Sumens illud «Ave»
Gabrielis ab ore,
funda nos in pace,
mutans Evae nomen.
О, Звезда над зыбью,
Матерь Бога - Слова,
Ты вовеки Дева,
Дочь небес благая.
Мир даруй заблудшим,
свет открой незрячим,
истреби в нас злое,
ниспошли нам благо.