Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Картина Рембрандта «Даниил и царь Кир у идола Ваала» иллюстрирует историю, описанную в Ветхом Завете. Кир Персидский, правитель Израиля во времена вавилонского плена, и его подчинённые поклонялись золотой статуе Ваала, установленной в храме. Даниил, преданный Богу, отказался преклоняться пред идолом и убеждал царя, что это всего лишь медный истукан, не способный съедать приношения.
После того как пророк смог воочию убедить царя в причастности жрецов к исчезновению пищи, подносимой Ваалу, тот приказал умертвить священнослужителей вместе с их семьями, а Даниил был оправдан. Художник запечатлел момент, когда Кир Персидский, облаченный в роскошные одеяния, золотым жезлом указывает на стол, который служил для подношений идолу. На алой бархатной скатерти стоят кубок и блюдо из драгоценных металлов. Из них, как считалось, вкушал пищу и пил Ваал, чья статуя расположена на возвышении и с обеих сторон задрапирована тканью.
Даниил со смирением и почтением указывает царю, что Ваал не имеет ничего общего с живым Богом. Полотно выполнено в темных оттенках, что погружает зрителя в сумрачную атмосферу языческого храма, где тусклый отблеск свечей является единственным источником света. Композиционный центр выстроен вокруг фигуры Кира, Даниил же находится чуть в тени, а позади них виднеются жрецы, служившие при храме. Произведение знаменует собой верность и преданность пророка, который даже перед лицом возможной смерти не отрёкся от своей веры во Всевышнего.
История создания
Полотно, посвященное сцене у идола Ваала с участием Даниила и Кира, было закончено Рембрандтом в 1633 году. Это время знаменуется расцветом творчества великого голландского живописца. Его работы полны экспрессии, сюжеты, взятые из Библии, переданы так, что заставляют зрителя размышлять вновь и вновь над содержанием картины.
Описываемые в работе события были взяты мастером из 14 главы книги пророка Даниила, которая свидетельствует об удивительной стойкости и глубочайшей вере человека во Творца. Картины на религиозную тему особенно удавались Рембрандту ван Рейну. Художник сам размышляет над происходящим, нередко сопереживая тем или иным персонажам, которых изображал. «Даниил и царь Кир у идола Ваала» – это очень небольшое по размеру (23х30 см), но великолепно выполненное произведение с достаточно редким сюжетом даже для художников, полностью посвятивших себя библейской живописи. В настоящее время полотно хранится в Музее Гетти в Лос-Анджелесе.
Отношение автора к вере
Рембрандт ван Рейн – не просто выдающийся живописец, чьи работы известны далеко за пределами Голландии. Его произведения на библейскую тематику, которых написано немало, передают глубинные переживания самого автора.
Семья матери художника сохраняла твердую приверженность католической вере так же, как и его первый лейденский учитель живописи – Якоб ван Сваненбюрх. Это, безусловно, оказало большое влияние на личные духовные убеждения художника.
Картины Рембрандта пронизывает нравственная красота персонажей, отсутствие явных конфликтов, стремление к познанию внутреннего мира человека, сложному и порой противоречивому. Даже в воспроизведении самых непростых сценах из Писания мастер ищет возможность не обвинить, а оправдать (как, например, в картине «Возвращение блудного сына»). Это свидетельствует о высоких моральных качествах и ценностях Рембрандта, использовавшего полотно как средство выражения своих религиозных воззрений.
Биография
Будущий великий художник, полное имя которого – Рембрандт Харменс ван Рейн, появился на свет 15 июля 1606 года в Голландии в семье богатого мельника. Мать его была искусным пекарем, а потому никто из десяти детей, кроме Рембрандта, не задумывался о художественном образовании, все они пошли по стопам родителей.
Во время обучения и в Латинской школе, и в Лейденском университете юный живописец восхищал учителей своим талантом. В мастерской Якоба ван Сваненбюрха он провёл почти три года, потом уехал в Амстердам, где обучался живописи у Питера Ластмана. Ненадолго вернувшись в родной Лейден, Рембрандт окончательно принял решение жить и работать в Амстердаме. К 22 годам он уже был известен как великолепный портретист. Немало работ было посвящено его любимой жене Саскии, с которой художника связывали нежные и трепетные чувства, дающие безграничное вдохновение в творчестве.
30-е годы XVII столетия стали периодом расцвета творчества Рембрандта. Он получал много заказов, собирал коллекцию произведений итальянских и фламандских мастеров. Но яркая и насыщенная жизнь закончилась после смертей его новорожденных детей и жены. Эти события, а также нежелание живописца следовать общепринятым канонам в работах, повлекли за собой ухудшение его материального и эмоционального состояния.
В 1653 году Рембрандт передал почти все имущество сыну Титусу, а через три года объявил о своём банкротстве. Остаток жизни художник провел в еврейском квартале на окраине Амстердама. Там он и скончался 4 октября 1669 года, всего на год пережив собственного сына. Несмотря на непростую судьбу, Рембрандт ван Рейн остаётся знаменитым и почитаемым художником не только на родине, но и во всём мире.
Автор текста: Татьяна Александровна Абрамова.