Авраам и три ангела - Гербранд ван ден Экхаут

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Авраам и три ангела
Авраам и три ангела
Автор: Гербранд ван ден Экхаут
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: Авраам и три Ангела
Жанр: Художественное
Год создания: 1656 г.
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи

Описание произведения

 

       О жизни Авраама написано в ветхозаветной книге Бытие. Авраам происходил из Ура халдейского, крупного города Древней Месопотамии. Его отец Фарра по какой-то причине покинул этот город и пошел на север вместе с сыновьями, их женами и внуком Лотом. В дороге он скончался, а Аврааму явился Бог и повелел выйти из дома отца его, обещая произвести от него великий народ и возвеличить имя его (Быт. 12:1-3). Иоанн Златоуст дает такое толкование этому месту: "Смотри, как с самого начала праведник был приучаем предпочитать невидимое видимому и будущее тому, что уже находилось в руках. Ему повелевалось сделать не что-либо маловажное; повелевалось оставить землю, где он жил столько времени, оставить все родство и весь отеческий дом, и идти, куда он не знал и не ведал. Бог ведь не сказал, в какую страну хочет переселить его но неопределенностию Своего повеления испытывал благочестие патриарха: "иди, – говорит, – в землю, юже ти покажу" (Беседы на книгу Бытия. Беседа 31).
        Неопределенность и другие события жизни испытывали веру патриарха и научили его всецело надеяться на Бога. Самым тяжким испытанием стала бездетность Сарры. Супруги были в преклонном возрасте, когда естественные детородные функции угасли. Господь Сам явился Аврааму и Сарре, чтобы возвестить им о рождении у них сына. "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась" (Быт.18:1-15).
      Явление Господа Аврааму у дубравы Мамре является часто изображаемым сюжетом в религиозной жизни, как первое откровение человеку о троичности Бога. Картина Гербранда ван ден Экхаута представляет собой общепринятую композицию этого сюжета. Под высоким раскидистым деревом стоит стол за которым сидят три ангела. Столешница покрыта ковром с восточными узорами, а сверху белой скатертью, что по замыслу автора должно передать уважение и почтение хозяина гостям. Рядом со столом лежит блюдо и полотенце, напоминающие зрителям о традиции восточного гостеприимства - омовении ног путникам.
     Авраама художник показал седобородым мужчиной в дорогой одежде и чалме. Стоя перед гостями, он ведет с ними беседу, о чем говорит выражение его лица и жестикуляция. Благодаря искусному использованию светотени, фигуры ангелов, не смотря на скромное одеяние путников, выглядят более значительно и возвышенно. За спиной патриарха изображен дом, архитектура которого соответствует времени жизни художника. В дверном проеме видна Сарра, прислушивающаяся к разговору мужа и гостей.

 

История создания

 

        Картина Гербранда ван ден Экхаута "Авраам и три ангела" написана в 1656 году, во время творческого расцвета мастера. Она демонстрирует мастерское подражание технике живописи и композиции его учителя Рембрандта, а также виртуозное владение светотенью.
      На сайте музея указано, что произведение поступило в собрание в 1938 году  из собрания Е.Л. Бенуа. 

 

Отношение автора к вере

 

      Дед Гербранда, Питер Лодевейкс, который умер за два года до его рождения, был торговцем-меннонитом. Меннониты придерживаются следующих взглядов: в вероучении признается неоспоримый авторитет Святого Писания; таинство Крещения допускается только осознанно у взрослых верующих; отрицается прохождение воинской службы, а также насилия в любой форме. В XVII веке нидерландские меннониты в своей жизни и вероучении стали  испытывать заметное влияние реформаторской церкви.
      Питер Лодевейкс бежал от религиозного преследования из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме в 1588 году. Сохранившиеся документы говорят, что спустя пять лет он крестил в протестантской церкви двух своих сыновей - Лодевика и Яна Питера, отца Гербранда. Сам Гербранд ван ден Экхаут был крещен в Амстердаме 22 августа 1621 года.
       Обучение живописи Ван ден Экхаут проходил в мастерской Рембрандта, который, как известно, придерживался католических убеждений и остался верен своим взглядам до кончины. Возможно, дружба ученика и учителя, связывавшая их в течении жизни, основывалась на глубоком понимании веры, как пути смирения и служения ближним. Известно, что спрос на религиозные произведения в тогдашней Голландии, в основном протестантской стране, был невелик. Обращение к библейской тематике объясняется индивидуальными предпочтениями художника, как и его наставника Рембрандта. Полотна Гербранда ван ден Экхаута – это  воплощение вечных идей добра, любви, верности, чести.

 

Биография

 

       Гербранд ван ден Экхаут родился в Амстердаме 19 августа 1621 года в семье ювелира. Дед его был меннонитом, который бежал после 1585 года из Брюсселя и получил гражданство в Амстердаме. Своих сыновей он крестил в протестантской церкви. Мать Гербранда, Гритье Клаас Лейдекерс, умерла, когда ему было десять лет. Отец вторично женился на Корнелии Дедель, дочери компании основателя Делфтской палаты голландской Ост-Индской компании .
      Сохранилось мало документов, отражающих жизнь и творческую карьеру художника. Нидерландский историк искусства Арнольд Хоубракен (1660-1719) писал, что Ван ден Экхаут был излюбленным учеником и постоянным другом Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Предположительно, Гербранд учился в его мастерской во второй половине 1630-х годов. Вместе с ним учились Фердинанд Бол , Николас Маес и Говерт Флинк. Гербранд считался ниже их по мастерству и опыту, однако, он с успехом принял манеру Рембрандта, так, что его картины впоследствии были перепутаны с картинами его наставника.
    Первые, дошедшие до наших дней картины художника, датированы 1640-м годом. Ван ден Экхаут занимался историческими картинами, пейзажами, портретами и жанровыми сценами. Наиболее известные из них: "Анна, посвящающая своего сына Самуила Господу" (Лувр), "Отрок-Христос, беседующий с учителями в храме" (Мюнхенская Пинакотека),  «Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле» (Эрмитаж) и др. Он также состоялся как графический художник, в его арсенале большое количество офортов, рисунков, гравюр и книжных иллюстраций. В зависимости от сюжета Гербранд часто менял стиль живописи. Широкий мазок и мощные светотеневые эффекты его картин отражают влияние Рембрандта, а также  его наставника Питера Ластмана (1583-1633). Считается, что живописец очень близко подходил к Рембрандту в своих композициях и в колорите, но уступал ему в  тонкости художественного чувства. Индивидуальная манера письма Ван ден Экхаута проявляется в изысканности и элегантности портретов и жанровых сцен, что приближает его искусство к фламандской живописной традиции. Гербранд был членом гильдии св. Луки в Амстердаме.
      Разносторонне одаренный, Гербранд занимался поэзией и имел успех на этом поприще. Известно, что в 1659, 1669 и 1672 годах художник служил налоговым оценщиком произведений искусства в Амстердаме. Экхаут никогда не состоял в браке, в конце жизни он проживал со своей невесткой, вдовой брата Яна.
      В сентябре 1674 года он серьезно заболел и составил завещание. Смерть наступила спустя несколько дней, 22 сентября 1674 года. Гербранд ван ден Экхаут похоронен в Амстердаме в семейном склепе.

Автор текста: Северинова Ольга.

  

 

Оставить комментарий