Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Имя Михаил по-древнееврейски означает "кто как Бог". Эти слова произнес Архангел, призывая встать верных ангелов против мятежных духов во главе с сатаной. В Ветхом Завете он называется "князем" и "вождем воинства Господня". Архистратиг Михаил посылался для помощи Иисусу Навину при завоевании народом Израиля Обетованной земли (Нав.5,13-14) и пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства (Дан.10 - 12:1). В книге Откровения Архангел Михаил показан вождём в войне против дракона-диавола и падших ангелов: "И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною" (Откр.12:7-9).
Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца со злом, поэтому он часто изображается в воинских доспехах, вооруженный мечом. Доменико Беккафуми, иллюстрируя этот библейский сюжет, показал Архистратига Михаила в центре многофигурной композиции. Художник представил его в образе сильного юноши, занесшего над головой меч. Два раскинутых горизонтально крыла придают облику ангела еще больше силы и мощи. Движение руки Архистратига повторяет жест Господа Саваофа в верхней части картины, так художник передал послушание Михаила воле Божией. Бог показан в образе Старца "Ветхого Днями" (Дан. 7:9). Красный цвет одежды говорит, что Господь есть Царь мира, эту мысль подтверждает земной шар под левой ладонью Бога. Вокруг художник показал благообразных ангелов, расположенных ярусами. Глаза их обращены на Бога, находя в Его созерцании высшую радость.
Ниже облаков, на которых восседает Господь, показаны мятежные ангелы. Позы и жесты темных духов передают тревогу и смятение, от потери благодати в которой они ранее пребывали. Их лица выражают растерянность, а взгляды направлены в разные стороны, как бы ища для себя выхода. Мрачность места, куда попали мятежники, передана через образ подземелья с низким тяжелыми сводами и редкими источниками красноватого, таящего в себе опасность, света. У нижнего края картины художник показал дьявола в образе внушающего омерзение дракона.
История создания
Картина "Архангел Михаил, изгоняющий восставших ангелов" написана Доменико Беккафуми около 1524 года. Художник выполнил ее для церкви Сан-Никколо-аль-Кармине в Сиене. Вазари упоминает эту работу живописца как "новое изобретение, чтобы показать добродетель и благородство его души".
Отношение автора к вере
Доменико Беккафуми родился в католической семье и был воспитан в окружении людей, исповедовавших католическую веру. Мастер много работал для церквей и монастырей, служа своим талантом проповеди евангельского слова. О личном отношении художника к вере говорит его тщательное и вдумчивое отношение к работам религиозного жанра.
Благодаря Джорджо Вазари, мы знаем о характере художника, его быте и отношениях с окружающими. Биограф пишет, что приехав в Сиену молодой художник быстро приобрел уважение среди горожан и "не менее, чем за его искусство, любили его там и за доброту и нрав... Доменико был человеком нравственным и добропорядочным, жил по-христиански и большую часть времени проводил в уединении".
Художник построил себе небольшой "домишко" в Сиене, а "за Порта а Камоллиа на расстоянии одной мили" имел свой виноградник, который возделывал собственными руками.
Биография
Доменико Беккафуми, итальянский художник-маньерист, гравер, архитектор и скульптор, родился в 1486 году в семье крестьянина Джакомо ди Паче. Отец был наемным работником в имении Лоренцо Беккафуми. Видя способности мальчика к живописи, хозяин направил Доменико учиться к сиенскому мастеру Мекеро (отсюда произошло прозвище художника – Мекерино).
О начале его творческого пути известно мало, однако в 1502 году он упоминается в документах Сиены.
В 1510-1512 годах молодой живописец посетил Флоренцию и Рим, где изучал произведения Микеланджело и Рафаэля, в частности, гризайлевые части на фреске "Афинская школа". Там он познакомился с Перуцци и эпатажным Содомой. Некоторое время Доменико работал в мастерской Содомы и подражал ему в своем творчестве. Известно, что вместе они создавали фрески в оратории Сан-Бернардино. Однако в дальнейшем их пути разошлись.. По свидетельству Вазари, в Риме Беккафуми почти никак не проявил себя, но написал герб папы Юлия II на фасаде одного из домов в Борго.
В Сиене художник много работал для городских церквей: он создал фрески для Оратория Сан-Бернардино, павимент (мозаичный пол) Сиенского собора, росписи церкви Сан-Мартино (1519-1523).
В 1529-1535 годах Доменико Беккафуми расписывал свод Зала Консистории Палаццо Публико в Сиене.
В 1541 году состоялась третья творческая поездка художника в Рим, возможно, он искал там вдохновения для выхода из творческого кризиса.
Беккафуми был также известным гравером по дереву в технике кьяроскуро. Известны и его скульптурные работы - это восемь бронзовых фигур ангелов для Сиенского собора, созданных между 1548 и 1551 годом. В последние годы жизни Беккафуми работал в Генуе и Пизе, произведения этих лет показывают увлечение живописца маньеризмом. Некоторые искусствоведы говорят об упадке творчества художника в завершающем этапе жизни. Доменико Беккафуми умер 18 мая 1549 года в Сиене. Джорджо Вазари так описывает его кончину: "в конце концов достиг он шестидесятипятилетнего возраста и сам торопил конец своей жизни, ибо день и ночь трудился над литьем металла и сам и отчищал его, отказываясь от чьей-либо помощи. Скончался же он 18 мая 1549 года и был погребен ближайшим другом своим золотых дел мастером Джулиано в соборе, где им выполнено столько редкостных работ, и на похоронах присутствовали все художники города, который тогда лишь познал тот величайший ущерб, который причинила ему утрата Доменико, и ныне, восхищаясь его творениями, понимает это лучше, чем когда-либо".
Автор текста: Ольга Северинова.