yandex

Воскрешение Лазаря - Джотто ди Бондоне

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря
Автор: Джотто ди Бондоне
Местонахождение: Капелла дель Арена (Падуя)
Произведение: Воскрешение Лазаря
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Дученто
Дата создания: 1304-05 гг.

Описание произведения.

О воскрешении Лазаря говорит евангелист Иоанн, изложив это событие во всех подробностях.

Лазарь жил в Вифании вместе со своими сестрами Марфой и Марией. Иисус Христос очень любил эту семью и как только узнал, что Лазарь болен, отправился к нему, сказав: «… эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий». (Ин. 11:4). Христос не торопился: «Когда же услышал, что болен, то пробыл два дня на том месте, где находился». (Ин.11:6). Как только сообщили, что Лазарь умер, Иисус сказал, что: «… друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». (Ин.11:11).

К тому времени, когда Христос пришел на место, Лазарь уже четыре дня, как скончался. Спаситель сначала встретился с Марфой, а потом и с Марией, в сопровождении утешающих. Все отправились к тому месту, где Лазарь был погребен во гробе. Когда камень отвалили, Иисус Христос помолился и призвал: «Лазарь! иди вон». После этих слов из пещеры вышел Лазарь в погребальных пеленах, которые Спаситель повелел развязать.

Пришедший ко гробу народ подивился чуду, «многие уверовали», пишет евангелист, но «… некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (Ин. 11:46). После чего фарисеи собрали совет, на котором «положили убить Его» (Ин. 11:53).

Незадолго до собственной смерти, Христос сотворил чудо, которым подтвердил возможность воскресения. Все христиане вспоминают воскрешение праведного Лазаря в субботу перед Страстной седмицей.

Итальянский художник Джотто подробно изложил происходящее на фреске «Воскрешение Лазаря». Фреска в общих чертах отвечает традиции иконографии сюжета, которая начала формироваться еще в римских катакомбах и позже, в Византии, получила окончательный вид.

Джотто наполнил византийский иконографический канон в соответствии с пониманием своего времени, попытавшись передать пространство, сделать фигуры объемными и смело использовать изображение в профиль. Каждый традиционный персонаж евангельского сюжета на фреске Джотто предстает как драматический герой. Искусствоведы считают, что именно с Джотто начинает зарождаться реалистическое направление религиозного искусства, изменившее весь дальнейший ход истории развития живописи.

Художник размещает главных действующих лиц композиции по сторонам, располагая в центре фрески эмоционального молодого человека в светло-зеленом одеянии. Это самая динамичная фигура росписи, она словно служит тем ключом, который помогает развернуть весь сюжет. Неслучайно, автор отделил от слитной массы тел средней части изображения правую кисть молодого человека. Она направляет внимание на сосредоточенный лик Иисуса Христа, отдельно выделенный на синем фоне неба, тогда как все остальные персонажи объединены в группы. Благословляющая рука Иисуса задает дальнейшее направление движения взгляду, который отталкивается от всплесков рук удивленных свидетелей чуда, чуть задержавшись на крупной фигуре пожилого мужчины, выделенного нимбом, останавливается на спеленутой фигуре Лазаря и неизвестной женщины за ним. Дальнейшее движение взгляда направляется косо расположенным гробовым камнем, специально выделенным узором, к двум припадающим к ногам Иисуса сестрам - Марии и Марфе. Их нимбы вновь обращают внимание ко Христу, рука которого опять приводит всю композицию в движение. Таким образом, Джотто, сохраняя положение большинства фигур статичными, наполняет изображение внутренней энергией, которая помогает полностью прочувствовать евангельский сюжет.

Рядом со Христом традиционно изображали апостолов, принято считать, что художник поместил на этой фреске Петра и Иоанна. Лица женщин скрыты одеждой, этим напоминаются слова Марфы: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». (Ин. 11:39). Предполагают, что высокий мужчина, помогающий Лазарю снять пелены – Иосиф Аримафейский. Интерес вызывают два персонажа, отодвинувшие камень от гроба. На первый взгляд, они выглядят детьми, так как имеют небольшой рост. Однако детям такой камень сдвинуть явно не под силу. Вероятно, здесь художник следовал древней традиции изображения второстепенных персонажей меньшими по размеру, чтобы, не упуская важных деталей, не отвлекать внимание от главного.

История создания.

Фреска «Воскрешение Лазаря» была написана в капелле Санта Мария дель Арена (Скровеньи) в Падуе.

В самом начале XIV века богатый падуанский купец Энрико Скровеньи задумал постройку небольшой капеллы для молитвенного поминовения своего отца, который занимался ростовщичеством и не отличался благочестием. Капелла была освящена в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и официально называлась Церковь Святой Марии Милосердной. Она была заложена на фундаменте древнего амфитеатра, поэтому известна под названием капелла Санта Мария дель Арена, часто ее называют по имени бывшего владельца – капелла Скровеньи.

Джотто проводил работы по росписи стен в 1304-05 годах, именно к этому периоду времени относится и создание фрески «Воскрешение Лазаря». Роспись проводилась по сырой штукатурке, для чего поверхность подготавливалась ежедневно. Сейчас искусствоведы определили, что всего мастер приступал к работе над фресками капеллы 852 раза – найдено именно столько фрагментов поверхности стен, оштукатуренных за один раз. Благодаря этому трудоемкому способу работы росписи капеллы Санта Мария дель Арена дошли до нашего времени в хорошей сохранности.

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами - протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии» и распространенной в Западной Церкви «Золотой легендой». Цикл росписей включает 54 фрески достаточно большого размера, расположенные в четыре яруса. В работе над фресками, Джотто помогали подмастерья и ученики.

Первый, самый верхний ярус, посвящен истории Иоакима, отца Девы Марии и самой пресвятой Деве. Второй ярус рассказывает историю Иисуса Христа, начиная от детских лет. Третий ярус сосредоточен на Страстях Христовых. У входа в алтарь сделаны росписи, касающиеся событий Благовещения, а также запечатлено предательство Иуды. Цокольный ярус изображает цикл из 14 Аллегорий Добродетелей и Пороков, оказывающих влияние на земную жизнь человека. Западную стену занимает роспись большого размера - «Страшный суд».

Фреска «Воскрешение Лазаря» написана во втором ряду, ее размер 200 на 185 см.

Своей детальностью росписи капеллы напоминают иллюстрированную Библию, созданную для тех, кто не умеет читать. Такой способ живописного изложения был весьма смелым для своего времени. К тому же художник отказался от характерного для византийских икон золотого фона. Он сделал его ярко голубым, синим - цветом Девы Марии, который и сейчас сияет, благодаря специальной технике нанесения красок. Этот особый колорит играет важную роль - он не только выражает сакральную символику, но и помогает придать реальную убедительность, пластическую объемность фигурам и предметам, выделить главных героев, выявить идейный смысл композиции.

В этих росписях с особым блеском проявилось композиционное мастерство Джотто. Сдвигая точку схода при построении перспективы, художник придает взгляду зрителя нужное направление. Построение отдельных картин он подчиняет художественной логике, учитывая, справа или слева от алтаря они расположены.

Эта капелла использовалась, как домашняя церковь. На праздник Благовещения ее разрешали посещать всем горожанам, и на чудесные росписи приходило посмотреть очень много народа.

Отношение автора к вере.

Особенность Джотто в том, что он впервые подробно рассказал о многих церковных праздниках доступным всем языком красок. Изучив Писание, дополнив свои знания из распространенных тогда апокрифов, он приблизил события церковной истории к людям.

Творчество Джотто считают своего рода икономией, когда тем, кому трудно воспринимать духовное, дают душевную пищу. В связи с этим, росписи в капелле Скровеньи отмечают особо. Падуя была университетским городом, а в ученой среде нередок дух скептицизма, поэтому ко многим библейским эпизодам там относились, как к сказкам. В то время многие считали, что некоторые богородичные праздники не совсем достоверны, так как не нашли отражения в Евангелии и утверждены значительно позже окончания земного пути Богородицы.

Джотто обратился к протоевангелию Иакова, брата Господня, и, опираясь на него, дополнил многие сюжеты деталями, которые были известны тому, как очевидцу событий. Ища основания для разработки своих сюжетов у Иакова, Джотто словно открыл многие церковные праздники для своих современников и постарался сделать так, чтобы люди перестали относиться к ним с недоверием. События, запечатленные на фресках, стали восприниматься как откровение, имеющие прочное обоснование, что научало людей вере.

Биография.

Джотто ди Бондоне родился в 1266 или 1267 году в городке Веспиньяно, ныне Виккьо, расположенном к востоку от Флоренции, в семье кузнеца, хотя есть и другая версия о его родителях. Этот итальянский художник и архитектор является, одной из ключевых фигур в истории западного искусства.

Джотто известен как мастер церковных фресковых циклов, таких как в базилике св.Франциска в Ассизи и капелле Скровеньи в Падуе. В связи с новаторством во фресковой живописи, значительно отличающейся от византийской, Джотто в полной мере утверждает ценность реальной человеческой жизни, и в какой-то степени противостоит абстрактно-символическому искусству готики.

Джотто первым начал изображать библейские события не на условном, а на вполне конкретном архитектурном или пейзажном фоне. Он передавал события Священной истории, не по строгому канону, а применяя «авторское видение» - как будто сам являлся свидетелем этих событий и теперь рассказывал о них зрителю. Джотто стал намечать перспективу и разрабатывать глубину пространства, впустил в религиозную живопись живые эмоции и попытался передать объем и пластику форм.

Предполагают, что художник начал рисовать еще в самом юном возрасте. Существует легенда, что рисующего углем мальчика заметил флорентийский художник Чимабуэ и убедил родителей, что тому лучше учиться живописи, чем пасти овец. В мастерской Чимабуэ всегда было много заказов, и довольно рано юный Джотто от растирания красок перешел к написанию фонов и второстепенных фигур.

Во Флоренции Джотто познакомился со своим современником и почти ровесником – Данте Алигьери, который стал его другом и увековечил на страницах «Божественной комедии». Само это время, рубеж XIII – XIV веков, позднее будут называть «эпохой Данте и Джотто». Если Данте считают родоначальником итальянской литературы, так как он первый начал писать не на латыни, а на родном тосканском диалекте, то Джотто – реформатором живописи.

Примерно за столетие до них жил в тех местах и Франциск Ассизский, обозначивший своими делами новую эпоху в истории западного христианства. В конце XIII века в Ассизи в Умбрии, в память о Франциске, был построен большой храм, для росписи которого пригласили сначала признанного мастера Чимабуэ, а несколько лет спустя и его талантливого ученика Джотто. До сих пор ведутся споры, кто из них исполнил какую часть росписей. Предполагают, что большинство из 28 фресок, рассказывающих о жизни и подвигах Франциска, принадлежат Джотто.

В конце 1280-х годов, Джотто женился на Чивутте ди Лаппо дель Пьелла, которая родила художнику восьмерых детей, семья жила достаточно обеспеченно.

В самом начале XIV века, Джотто работал над росписями капеллы Санта Мария дель Арена (капеллы Скровеньи) в Падуе. Все самые знаменитые фрески Джотто, написаны именно здесь.

В течение последующих десятилетий Джотто много путешествовал по всему Апеннинскому полуострову, выполняя заказы для короля Неаполя, аретинских церквей, флорентийских банкиров, миланской знати и даже римского Папы. В 1334 году Джотто был назначен главным архитектором Флоренции и «интендантом всех укреплений города». Он был избран почетным гражданином и отвечал за все стройки, а также реконструкцию мостов в городе. В это время он начал работу над самым амбициозным проектом за всю историю Флоренции – возведением Санта Мария дель Фьоре, кафедрального собора (Дуомо). Джотто работал над набросками и планами строительства, спроектировал колокольню (теперь она носит название кампанила Джотто), хотя уже плохо себя чувствовал.

8 января 1337 года в возрасте около 70 лет во время работы над фреской «Страшный суд» во флорентийской капелле Барджелло, Джотто скончался и был похоронен в соборе Санта Мария дель Фьоре.

Автор текста: Царан Серафима.

Оставить комментарий