«Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека – от Господа»
(Притч. 29:26).
В молодости нам часто кажется, что успех в жизни зависит всецело от нас. Однако, с возрастом редкий человек не приходит к мысли, что есть в жизни некий глубинный замысел, план, именуемый часто судьбой. Однако насколько основательны подобные верования?
Начнем с того, что вера в судьбу бывает разной. Например, языческое представление о судьбе представляет её некой неумолимой и бессмысленной силой – роком, фатумом – которая может играть с человеком, как с марионеткой. Человек не только не способен изменить свою судьбу, он даже не может понять смысл происходящего с ним. Именно такое понимание судьбы имеют в виду, когда говорят: «на роду написано». Стал человек алкоголиком – значит, на роду так написано, ничего не поделаешь. Полюбил другую женщину и ушёл от жены с двумя детьми?.. Что ж поделать, это любовь, а с ней не поспоришь. С точки зрения оправдания своих грехов это очень удобно. Там, где нет свободы выбора, нет и ответа за свои поступки. Есть и другие варианты подобных оправданий: влияние созвездий и планет, генетическая запрограммированность, психологические травмы.
Христианское понимание судьбы иное. Судьба есть замысел Бога о земном пути человека, причем Бог формирует этот замысел, глядя на состояние нашего сердца. Он знает наперед, что для нас полезно, а что вредно, от чего следует нас уберечь, а что следует дать в изобилии. Наша судьба это, если угодно, реакция Бога на нас самих. И, как и всякая реакция, она может меняться. Некоторые лингвисты даже утверждают, что само слово «судьба» означает «суд Божий». В такую судьбу мы не только можем верить, мы должны верить. Мы должны всячески возбуждать в себе веру в то, что вся наша жизнь в руках Божиих, и не бояться ничего, кроме отступления от Него. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц», – говорит Христос (Мф. 10:29-31). Таким образом, в сравнении с неверующим христианин пребывает в наивыгоднейшем положении: его жизнью управляет не какая-то судьба-злодейка, которую невозможно умолить, а всепромышляющий Бог, к Которому всегда можно обратиться.
Автор: Александр Прудников.
Новость добавлена
19 нояб. 2020