Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморную скульптуру «Взлетающий Ангел» для надгробия княжны Татьяны Юсуповой, Марк Антокольский создал в конце XIX века, находясь в Париже.
Изящная, устремлённая ввысь фигура ангела с распахнутыми за спиной крыльями ступнями касается куста роз. Тонкие руки прижимают к груди массивный крест, складки хитона струятся вниз, усиливая впечатление начала полёта. Взгляд ангела устремлён вверх, к небесам, а лицо передаёт черты молодой княжны Юсуповой.
Жители Горнего мира «…суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:13–14). Они невинны, поэтому фигура белого ангела как нельзя лучше отражает безвременный уход юной души с этой бренной земли.
Критики называли произведение «самым неудачным мемориальным памятником» Антокольского, но гений скульптора дано понять только тем, кто равен ему талантом. Мастер безупречно владеет пластическим искусством, оживляя материал и наполняя скульптуру тихой печалью, теплом и Божественной любовью. Пластика Антокольского символична. В реалистичных образах его героев за, казалось бы, обычной внешностью всегда стоит нечто большее.
История создания
Работу над скульптурой «Взлетающий Ангел» для надгробия безвременно почившей Татьяны Юсуповой (1866 – 1888), наследницы богатейшего княжеского рода, Марк Антокольский начал в конце 1892 года. В Париж, где тогда жил и трудился мастер, посылались фотографии княжны и описание места её захоронения – у церкви на высоком берегу старого русла Москвы-реки. Памятник был установлен в имении Архангельское в 1899 году. 1936 году его перенесли в павильон «Чайный домик» музея-усадьбы.
Ученик и друг Антокольского, Илья Гинцбург, писал: «Марк Матвеевич Антокольский – один из тех замечательных людей, которые своим необычным талантом, оригинальным умом и настойчивостью характера достигли всемирной славы и справедливо будут пользоваться этой славой всегда. Он принадлежит к числу талантов-самородков, которые рождаются при самых неблагоприятных условиях и прокладывают свой путь сквозь тернии…».
Отношение автора к вере
Марк Антокольский с самого раннего детства был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал церковные традиции. Первой значимой работой молодого резчика по дереву была копия картины Ван Дейка «Христос и Богородица», после создания которой бедный еврейский мальчик, благодаря появившимся меценатам, смог посещать Российскую Академию художеств на правах вольнослушателя. Прилежная учёба и труд позволили ему впоследствии стать знаменитым на весь мир скульптором.
Бедность и унижения детства и юности были приняты им со смирением, а открывшиеся позже возможности – с благодарностью Господу. За свою творческую жизнь Антокольский создал несколько скульптур библейских персонажей, все его религиозные сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, несомненно, выражают истинные религиозныечувства художника. Наиболее известны такие работы мастера, как «Христос перед судом народа», «Христианская мученица», «Не от мира сего» и другие.
Про свою статую Христа художник писал своему другу В.В.Стасову: «Это для меня большой праздник, потому что это было для меня самое трудное, что я до сих пор сделал. Я оставил его на несколько дней открытым для здешних художников. Неловко вам передать все отзывы об этой статуе, но могу сказать, что был общий восторг. … Что касается того, насколько я лично сам доволен, право, не могу сказать, потому что все, что было во мне, я передал этой статуе, а теперь устал и опустел». Символично, что мастер создал своё великое произведение в 33 года, в возрасте Христа.
Биография
Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский, русский скульптор-реалист, родился 21 октября 1843 года в городе Вильно (ныне – Вильнюс) в бедной и очень религиозной еврейской семье. Марк был одним из восьмерых детей городского трактирщика, и жилось ему очень нелегко. Позже Антокольский напишет: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех…Не унижала меня только мать моя».
Мальчиком он рисовал везде, где только мог, но родители относились к этому увлечению сына весьма негативно. Однажды отец сильно избил его за рисунок на печке. Однако позже Марка всё-таки отдали в обучение резчику по дереву. Однажды он вырезал прекрасную репродукцию картины Ван Дейка «Христос и Богородица», и о талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора, известная меценатка А.А.Назимова. Именно благодаря её хлопотам юношу приняли в Академию художеств вольным слушателем.«…Постыдные предрассудки, недоверие, антипатия, насмешки – вот среди какой обстановки надо было начинать Антокольскому в 60-х годах. Да еще начинать первым из всех евреев: до него никто из этого даровитого племени не смел или не мог выступить у нас с претензией на художественный талант, наравне с другими смертными» (В.В.Стасов).
В 1864 году Марк Антокольский получил серебряную медаль за рельеф «Еврей-портной», а в 1868 году – уже золотую, за «Скупого». Во время учёбы в Академии, он не только в совершенстве овладел русским языком, но и увлёкся российской историей. Первой его монументальной работой стала статуя Ивана Грозного (1870 год), именно за неё студент Антокольский получил высшую награду – звание академика. Статуя произвела большое впечатление и на Александра II, он приобрёл её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму – восемь тысяч рублей.
После окончания Академии, в 1871 году Марк Антокольский уезжает за границу. В Риме он работает над статуей Петра I, затем высылает её в Санкт-Петербург. В 1878 году он принимает участие во Всемирной выставке в Париже и получает её высшую награду, а также орден Почётного легиона. Скульптор становится почётным членом Парижской, Венской, Берлинской и Лондонской Академий изящных искусств.
В 1889 году мастер создаёт статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». Антокольский также много пишет по вопросам искусства: в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность» и других изданиях.
Скончался Марк Антокольский 26 июня 1902 года во Франкфурте на Майне и был похоронен на Преображенском еврейском кладбище Петербурга. После смерти скульптора, в 1905 году, была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» под редакцией В.В.Стасова.
Автор текста: Марина Румянцева.