Введение - Чима да Конельяно

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Введение
Введение
Автор: Чима да Конельяно
Местонахождение: Дрезденская картинная галерея, Дрезден, Германия
Произведение: Введение
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Событие известно из апокрифов
Дата создания: ок.1500 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Событие введения во храм Девы Марии не упоминается в канонических Евангелиях. Оно известно из апокрифических текстов - Протоевангелия Иакова и Евангелия Псевдо-Матфея, которые отражают устное предание. Большое внимание этому сюжету уделено и в так называемой «Золотой легенде» - творении монаха-доминиканца XIII века Якова Ворагинского.

Родители Пречистой Девы Марии дали обет Богу отдать свое позднее дитя на воспитание в храм Божий. Младеница, осеняемая благодатью Божией, росла и укреплялась три года, возле своей матери – праведной Анны. По прошествии этого времени Марию стали готовить к тому, что она скоро покинет родительский дом и станет жить в Иерусалимском храме.

Проводить Деву Марию пришли ее сверстницы, а также родственники праведных Иоакима и Анны. Перед храмом было пятнадцать высоких ступеней, по количеству степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм. Родители поставили Марию на первую ступень, и она, быстро поднявшись по ним, приблизилась к первосвященнику, которым был Захария – будущий отец Иоанна Крестителя. Он не только провел необыкновенное дитя по всему храму, но и ввел ее во Святая Святых – то место в храме, куда мог входить только первосвященник один раз в год.

Чима да Конельяно нарисовал на этот сюжет картину «Введение Марии во храм». Она написана на деревянной панели, размером 105 на 145 сантиметров. Во влажном климате Венеции, где работал Чима, темперные краски, представляющие собой пигмент, замешанный на яичном желтке, сохранялись плохо. Поэтому подмалевок художник выполнял темперой, а последующие этапы, в которых основным техническим приемом была тонкая прозрачная лессировка, — масляными красками.

Конельяно считают одним из тех, кто придавал большое значение каждой детали Предания. При этом точное следование литературной канве сочеталось у него с необычайной поэтичностью изобразительной трактовки сюжета.

Художник смело делит пространство картины на две неравные части диагональю лестницы, по которой целеустремленно следует маленькая девочка со свечой в руке. В ней ровно пятнадцать ступеней, причем Мария находится на полпути – между седьмой и восьмой ступенями. Наверху ее ожидают Захария и две женщины, что призваны помогать девочкам в храме. Внизу, среди сопровождающих, остался белобородый Иаоким, рядом с ним Анна, чей немолодой возраст подчеркнут темным головным покрывалом.

Кроме изображения основных действующих лиц, художник вносит в картину много повествовательных деталей. На ступенях сидит мальчик с птичьей клеткой, который засмотрелся на Марию, женщина подводит к храму голоногого малыша, на заднем плане – зарисовка из жизни города. Эти бытовые мотивы помогают поверить и в жизненную достоверность изображаемого. Действие картины разворачивается на фоне ренессансной архитектуры, видны лоджии, дозорная башня и даже развешанное белье, вполне европейского вида. Но Чима пытается придать восточный колорит сцене — в глубине видны пальмы, мужчины носят чалмы. На заднем плане виден гористый пейзаж, напоминающий родину художника, а сочный колорит создает атмосферу пестрого красочного юга.

Центральная композиция картины сформирована вертикальными линиями, поддерживающими тянущуюся вверх фигурку Марии со свечой – силуэтами колонн, пальм, стен зданий и большинства людей, и четкой диагональю ступеней, поддержанной внутренней лестницей в здании на втором плане, а также ритмом возвышенностей на пейзажном фоне. Все это создает ощущение торжественности и направленной поступательности, поддерживает движение Марии вверх. Фигуры людей, расположенных справа и слева уравновешивают картину, их взоры словно поддерживают Марию со всех сторон на ее важном пути.

История создания.

Картину «Введение Марии во храм» Чима да Конельяно написал предположительно около 1500 года, то есть тогда, когда художник уже стал признанным мастером. Картина приобретена в 1743 г. в одной из церквей близ Венеции и сейчас находится в Галерее старых мастеров, в Дрездене.

Отношение автора к вере.

Об отношении Чима да Конельяно к вере можно сказать, обратив внимание на тематику его картин - практически все они созданы на евангельские и библейские сюжеты. Художник уделяет внимание не только крупным христианским праздникам и житиям святых, но и отдельным фрагментам Священного Писания. Сохранилось более тридцати алтарных образов – триптихов и полиптихов, которые вышли из-под его кисти, это больше, чем у других художников того периода. Считают, что его картины полны скрытых религиозных посылов и символизма, разгадкой которых занимаются современные исследователи. Сейчас известно более 150 произведений Чимы на различные евангельские и библейские сюжеты, к некоторым из них он возвращался неоднократно.

Биография.

Джованни Баттиста Чима да Конельяно был одним из наиболее плодовитых венецианских художников XV века. Он родился около 1459 года в Конельяно, в семье успешного мастера по работе с тканями и сначала ничего не предвещало, что он станет выдающимся живописцем, мастером венецианской школы живописи.

О Чиме да Конельяно сохранилось мало документальной информации, а первый исследователь творчества итальянских художников Джорджо Вазари уделил ему всего один абзац в своем многотомном труде. На протяжении столетий художник фигурировал просто как «ученик и имитатор Беллини», а оставленное им художественное наследие страдало от недостатка внимания и непонимания истинной роли его творчества в художественном процессе конца XV — нач. XVI века. Отношение к художнику стало меняться лишь к концу XIX века, когда был издан первый каталог его работ.

Исследователи не знают, кто из итальянских мастеров был учителем Чима да Конельяно, в его ранних работах находят общие черты с картинами Бартоломео Монтаньи, Альвизе Виварини и Антонелло да Мессины. Предполагают, что значительное влияние на творчество оказали работы Джованни Беллини.

Исследователи считают, что в Венецию художник приехал и создал свою первую мастерскую уже в 1486 году (документы свидетельствуют, что в 1492 году он фигурирует уже как житель города), но находился там не постоянно, часто уезжая в иные места для исполнения заказов. В своем родном Конельяно он жил едва ли не каждое лето — летние пейзажи именно этих мест служат фоном большинства произведений Чимы на религиозные темы.

После того, как Чима в 1489 году написал алтарную картину для церкви Сан Бартоломео в Виченце, он получил признание, как единственный художник Венеции равный Джованни Беллини. В 1490-х годах его слава выходит за пределы Венеции, и распространяется на всей территории Венецианской Республики.

Достигнутый Чимой да Конельяно творческий и коммерческий успех, дал ему возможность снимать в Венеции дорогой дом и содержать большую семью. После того, как умерла его первая жена Корона, оставившая художнику сыновей Пьетро и Рикардо, Чима женился вторично на Марии, которая была значительно моложе (она пережила своего мужа на несколько десятков лет), и подарила ему шестерых детей.

Чима да Конельяно стал членом венецианской гильдии художников и проживал рядом с церковью Св. Луки – покровителя живописцев. Чима известен тем, что ослабил жесткие правила для членов гильдии и принимал активное участие в ее общественной деятельности.

В конце XV — нач. XVI века художник выполнил много заказов на написание алтарных панелей, чем приобрел устойчивое положение в клерикальных кругах и стал одним из самых уважаемых художников Венеции. Считают, что ряд известных венецианских художников того времени находились под влиянием творчества Чимы. Не исключают, что вдохновлялся творчеством Чимы Альбрехт Дюрер, а также молодой Джорджоне и позже Тициан — в работах этих мастеров эксперты видят явные следы взаимовлияния.

В августе 1516 года он приехал в Конельяно для получения платы за алтарную картину, написанную им для монастыря бенедиктинок Санта Мария Матер Домини, и этим же месяцем датировано его последнее завещание. Неизвестно, что послужило причиной составления этого документа. Возможно, к этому времени художник уже был тяжело болен. Точная дата его кончины так и осталась неизвестной. Он был похоронен 3 сентября 1517 или 1518 года (цифры не сохранились) во францисканской церкви в Конельяно.

Чима да Конельяно остался в истории искусства, как выдающийся мастер больших церковных алтарей. Персонажей Нового и Ветхого Заветов и святых, он, как правило, размещал на фоне обширных, залитых солнцем гористых пейзажей, с далекими замками и загадочными архитектурными сооружениями. Он создал новую модель взаимоотношения действующих лиц и дальнего плана. Пейзаж на лучших его картинах не просто фон, на котором разворачивается священное действо, но самостоятельный субъект, в большой мере, формирующий и определяющий драматургию картины.

В современном каталоге Чимы да Конельяно содержится более 150 произведений. Часть из них имеет подпись автора и дату создания, часть приписана художнику, в связи с сохранившимися свидетельствами и архивными документами, часть атрибутирована на основании сравнительного анализа.

Кроме полностью сохранившихся многочастных алтарных картин в мировых коллекциях находится целый ряд изображений святых, которые являются фрагментами расформированных полиптихов, созданных Чимой.

До наших дней дошло около пятидесяти изображений «Мадонны с младенцем», которые, так или иначе, приписывают кисти Чимы да Конельяно. Чима взял за образец миловидных мадонн Беллини, придал их ликам классический, почти античный вид и разместил их на фоне открытого пространства с далёким пейзажем.

В конце XV века в Венеции распространилась мода на алтарные картины арочной формы для церквей и частных капелл. Они монтировались в нише, исполненной в виде арки, украшенной колоннами или пилястрами, которую специально строили в стене. Чима да Конельяно исполнил целую серию подобных работ для венецианских церквей. Подбор святых на этих картинах дополнительно оговаривался с заказчиком, своим присутствием они должны были поддерживать смысловую составляющую картины. В построениях этих картин Чима да Конельяно опирался на опыт предшественников, однако во многие ввел изменения, введя асимметричный пейзаж с античными руинами, в известной степени предопределив развитие пейзажа в XVI веке.

Автор текста: Царан Серафима.

Оставить комментарий