Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Самое известное произведение Лоренцо Гиберти, выдающегося скульптора эпохи Раннего Возрождения – Восточные или «Райские» врата баптистерия Иоанна Крестителя возле флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Их называют шедевром кватроченто итальянского изобразительного искусства.
Врата состоят из десяти бронзовых позолоченных панелей, квадратные барельефы которых представляют Ветхозаветные сюжеты: Изгнание Адама и Евы из Рая, Пьянство Ноя и его жертвоприношение, Убийство Каином своего брата Авеля, Жертвоприношение Авраамом своего сына Исаака, Исав и Иаков, Продажа Иосифа в рабство братьями, Получение Моисеем Скрижалей с Десятью Заповедями, Падение Иерихона, Битва с филистимлянами, Соломон и царица Савская. «Вратами Рая» их назвал Микеланджело, восхищённый работой своего великого предшественника. Сейчас оригинальные панели Врат хранятся в музее Дуомо, в баптистерии находятся их копии.
В своей работе над Восточными вратами, Лоренцо Гиберти отходит от стиля готических рельефов и предстаёт как мастер-первопроходец эпохи Возрождения. Он объединяет фигуры, пейзаж и архитектуру в единый пластический ансамбль. Играя с глубиной рельефа, постепенно снижая её от переднего плана к заднему, он насыщает барельеф воздухом и объёмом. Смягчая контуры дальнего плана, скульптор достигает эффекта живописного рельефа. Гиберти делает более декоративным и обрамление барельефов, наполняя его образами ветхозаветных персонажей, своих учеников, зверей и растений.
Свой скульптурный автопортрет Гиберти также поместил на левой створке Врат, лицом к собору Санта-Мария-дель-Фьоре – в виде стилизованной дверной ручки.
История создания.
В центре Флоренции, на Соборной площади, находится баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был построен в Римской империи ещё в V столетии. Баптистерий Сан Джованни – один из лучших образцов романского стиля в архитектуре. Восьмиугольное здание облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями, его грани оформлены пилястрами и полукруглыми арками. С трех сторон здания – с южной, северной и восточной располагаются бронзовые ворота.
Именно на исполнение Северных ворот в 1401 году был объявлен конкурс, в котором победил юный скульптор Лоренцо Гиберти – его новозаветные рельефы отличались красотой, спокойствием и совершенной техникой. В 1424 году скульптор совершает поездку в Венецию и, вернувшись, начинает разрабатывать дизайн для дверей, установленных в восточном входе в баптистерий, Восточных врат. Сюжеты «Райских Врат», были составлены знаменитым итальянским гуманистом, канцлером флорентийской республики Леонардо Бруни, по «Книге Бытия». Разместив отдельные эпизоды в десяти больших квадратах, Гиберти создал каждый рельеф как многофигурную композицию. Некоторые бронзовые пластины содержат более ста различных персонажей.
При наводнении 1966 года, половина панелей Врат были повреждены, позже их восстановили по отливкам-дубликатам, хранящимся в Сан-Франциско. В 1990 году, опасаясь за сохранность «Райских Врат», их панели заменили копиями, в точности повторяющими оригиналы.
Бронзовая копия «Райских Врат», выполненная литейщиком В.П.Екимовым, в начале XIX века была установлена в Казанском соборе Санкт-Петербурга, при этом местоположение некоторых панелей было изменено.
Отношение автора к вере.
На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Лоренцо Гиберти выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и все они были созданы на религиозную тематику – это Северные и Восточные врата баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции, скульптуры Апостола Матфея, Иоанна Предтечи и Святого Стефана для церкви Орсанмикелле. Его работы на Библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.
Венцом выражения религиозных чувств скульптора стали монументальные «Врата Рая» – композиция на сюжеты из Ветхого Завета, над которыми мастер трудился более четверти века. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, основоположником которого он стал, основываясь на принципах гуманизма, сумел передать и всю пагубность страстей человеческих, и неотвратимость воздаяния за совершённые грехи.
Биография.
Лоренцо Гиберти – крупнейший итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, основоположник скульптуры Ренессанса, ювелир и историк искусства.
Лоренцо Гиберти родился в 1378 году во Флоренции. Его отец (по другим сведениям – отчим), Бартолуччо Гиберти, был ювелиром, этим же искусством сначала занимался и Лоренцо. Юный мастер также пробовал себя в живописи, а путешествуя по Германии, научился технике художественного литья. Полностью Гиберти посвятил себя скульптуре после того, как в 1401 году выиграл конкурс на лучший проект украшения Северных врат баптистерия Сан Джованни (Иоанна Крестителя) рядом с флорентийским собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Делом всей жизни Лоренцо Гиберти стали бронзовые двери баптистерия – Северные (1403 – 1424) и Восточные (1425 – 1452).
Гиберти занимал лидирующие позиции в художественной жизни Флоренции первой половины XV столетия, в его мастерской обучались и работали многие художники того времени. После 1430 года скульптор всё больше интересуется античным искусством, изучает памятники античности, коллекционирует их, что отражается и на его творчестве. Он сближается с гуманистами, становится одним из самых образованных людей своего времени. В 1445 году Лоренцо Гиберти приступает к работе над «Комментариями», посвящёнными истории античного и итальянского искусства, содержащими и автобиографические записки мастера. Это первая известная автобиография художника эпохи Возрождения, впоследствии она стала документальным источником для «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.
Умер великий скульптор 1 декабря 1455 года, во Флоренции, в возрасте 77 лет. В его честь благодарные потомки назвали один из кратеров на планете Меркурий.
Автор текста: Марина Румянцева.