«ВОЗВРАЩЕННЫЙ РАЙ» - Джон Мильтон
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Величайший английский поэт Джон Мильтон, о шедевре которого пойдет речь в данном очерке, родился в Лондоне в 1608 году. В семейной Библии, которая передавалась как реликвия из поколения в поколение, по этому поводу было записано: «the 9th of December 1608 die Veneris half an howr after 6 in the morning». Отец будущего писателя уделял огромное внимание образованию своего сына, благодаря чему в возрасте от пяти до семи лет маленький Джон научился читать по-английски и познакомился с арифметикой. В 1625 году шестнадцатилетний Мильтон поступил в колледж Христа Кембриджского университета, что должно было увенчаться спустя некоторое время степенью бакалавра, а затем магистра искусств. Однако и в первом и во втором случае требовалось принятие духовного сана. После долгих и мучительных раздумий будущий поэт решил отказаться от церковной карьеры. Между тем, религиозная, библейская тема на протяжении всей жизни занимала важное место в его творчестве. Так, первые датируемые сочинения Мильтона, написанные в возрасте 15 лет, – это переложения псалмов. Со временем религиозное чувство писателя еще более усиливается. Оказавшись на старости в слепоте, на обочине жизни с 1660 по 1674-й годы, он создает три гениальных произведения на библейский сюжет: «Потерянный рай», «Возвращенный рай» и «Самсон-борец». В центре второго из сочинений, к которому мы бы хотели привлечь внимание читателя, – евангельское повествование об искушении Христа в пустыне.
В православной церковной традиции событие это отпечатлелось в практике Великой четыредесятницы, которую верующие держат, подражая прославленному Подвигоположнику. В Церкви католической подобное воспоминание также установлено Великим постом, в первое воскресение. Между тем, для западного и восточного мира, по-видимому, смысл сорокадневного искуса Господа различен, в чем можно убедиться, знакомясь произведением Мильтона, обращенным к данному библейскому сюжету.
В первой части дилогии – творении Мильтона «Потерянный рай» – речь идет о грехопадении первого человека. Согласно легенде, после издания поэмы некто Томас Элвуд обратился к автору со словами «Ты описал, как был потерян рай, но что ты можешь сказать о том, как рай нашли?». Озадаченный Мильтон спустя некоторое время показал Элвуду рукопись под названием «Возвращенный рай». Для человека, знакомого с основами православной культуры, было бы очевидно, что в произведении с подобным названием речь должна идти об искупительной жертве Богочеловека, которой и был освобожден прародитель человеческого рода, как и поется в пасхальном песнопении: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть…». Между тем в центре «Возвращенного рая» – совсем иные события Священной истории. А именно упоминаемый нами рассказ о сорокадневном испытании в пустыне.
Прежде всего бросается в глаза мильтоновская гиперболизация искуса в сравнении с теми тремя испытаниями голодом, властью и тщеславием, о которых упоминают евангелисты Матфей (Мф.4:7) и Лука (Лк.4:8). Помимо известных искушений, поэт приводит искушение чревоугодием, сомнением в промысле Божием, высокоумием («восславься мудростью») и богатством. При этом даже в тех случаях, когда автор, по-видимому, следует Писанию – привычные истины обрастают дополнительными образами и мотивами. Так, дьявол в поэтической вариации поэта является Христу под видом убогого старца-отшельника – расхожее представление для произведений художественного искусства европейского Возрождения. Начиная, как водится, с испытания голодом, пришелец присовокупляет к нему и лукавый искус человеколюбием:
Но коль Ты Божий Сын, Отцу вели,
Чтоб эти камни претворил во хлеб:
Себя спасешь, и нам (пустынножителям – Ю.Р.) доставишь ядь,
Какой мы не вкушали уж давно.
В другом месте к намерению «архиврага» победить Божественного Сына чревоугодием присовокупляется стремление уязвить Его маловерием. Так, взалкавшему Богочеловеку дьявол приводит на память попечение Господне о народе Израильском, который в течение сорока лет питался манной небесною в пустыне.
Но Ты на сорок напрочь дней забыт –
На сорок дней, и таче сверх того.
Для поэта, очевидно, победа воздержанием, которая была совершена Христом, являлась едва ли не магистральной в деле возвращения потерянного рая. Не даром в произведении присутствует некий смысловой рефрен: сатанинское предложение вкусить от земной пищи звучит в ней дважды. Во втором случае клеветник предлагает взалкавшему Господу обилие яств, достойных царственного пира. Мильтон описывает их довольно подробно:
Посредь поляны, под шатром древес,
Роскошный, пышный, царственнейший стол –
Обилье блюд, волшебный аромат
И вкус! Дымилась там любая дичь…
Здесь, как и в начале поэмы вновь мерцает образ прародителя, которому противопоставлен «Престойкий Человек»: «И во сравненьи сколь казался мал / Эдемский плод, прельстивший древле Еву!». Таким образом, искушению Господа Нашего в пустыне Мильтон приписывает основополагающее значение в деле вызволения Адама от уз адовых: праотец спасен благодаря тому, что Христос отверг наущения дьявольские. С богословской точки зрения суждения поэта, несомненно, уязвимы, но несомненным является и то, что своим произведением он прославил подвиг Спасителя в безлюдной пустыне. Подвиг значимый, подвиг благодаря которому Христос «в силе духа» (Лк.4:14) вышел на спасительную проповедь, изменившую миллионы людей по всему миру.
Автор: Юлия Ростовцева