Воскресение из мёртвых - Синьорелли Лука

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Воскресение из мёртвых
Воскресение из мёртвых
Автор: Синьорелли Лука
Местонахождение: Кафедральный собор ди Санта Мария Ассунта, капелла Нуова (Мадонны ди Сан Брицио), Орвьето, Италия
Произведение: фреска "Воскресение из мёртвых"
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XV в. (Кватроченто)
Дата создания: 1499-1504 гг.

Описание произведения

Со вторым пришествием Христа связаны события Страшного суда, который, согласно библейским пророчествам, наступит после Гибели мира. В День гнева ангелы на небе вострубят в трубы, дабы восстали мёртвые, и всё человечество будет призвано на Суд Божий: «…наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут»(Ин.5:25). Сцены Страшного суда всегда изображали на порталах западного фасада средневековых соборов, чтобы верующие, входя в храм, помнили о том, что их ждёт в конце времен.

Большие фрески, написанные Синьорелли на северной и западной стенах капеллы Сан Брицио, поражали современников своим натурализмом. Все фигуры здесь сосредоточены на переднем плане. В верхнем регистре «Воскресения из мертвых» атлетически сложенные ангелы прочно стоят на облаках, их мощные, полураздетые тела скорее пристали суровым гладиаторам, чем высоконравственным небожителям. Они держат трубы так, будто это копья; их пронзительные звуки раздирают небо, будя живых и мёртвых. Восстающие мертвецы все без исключения наги. Художник рисует их во всех стадиях анатомических штудий: есть черепа и скелеты, еще не обросшие плотью; есть торсы, наполовину вырастающие из земли; есть мужские и женские тела в окончательной стадии воплощения в самых различных позах.

Весьма эффектно выглядит то, что Синьорелли отказался перегружать композицию разверстыми могилами, поэтому изобразил людей просто «вылезающими» из земли. Именно такой подход дал ему возможность изобрести множество интересных поз и ракурсов. На полотне нет ни одного не то что уродливого, а даже просто «недостаточно красивого» тела, все они прекрасны и совершенны.

Тела нарисованы охрой на фоне просвечивающей белой штукатурки. Зритель захвачен не декоративными достоинствами живописи, которых здесь нет, а мощной скульптурной пластикой жесткого рисунка, его четкими контурными линиями. Своё неразвитое чувство цвета мастер превратил в преимущество. «В странности такого колорита угадывается беспощадная сдержанность мощного темперамента художника». Пейзаж абсолютно отсутствует: внизу - белесая земля, вверху – пепельное небо. Действие дано на отвлеченном, нейтральном фоне, вне каких-либо пространственных и временных соотношений. «Средневековая иррациональность общей концепции находится в резком контрасте с языческим обилием нагих фигур», но гуманист Синьорелли не потерял хладнокровия перед непростым сюжетом, вписав апокалиптичность в ренессансную эстетику.

История создания

Позднеготическая капелла Нуова, перекрытая двумя крестовыми сводами, была пристроена к собору Орвьето в 1408-44 гг. и отделена от него двумя коваными решетками. В 1447 г. живописцы фра Беато Анджелико и Беноццо Гоццоли приступили к росписи сводов, но едва начав работу, в том же году были отозваны папой Николаем V в Ватикан для украшения капеллы Никколино. В 1489 г. П. Перуджино взялся продолжить росписи, но, получив задаток, работу так и не начал. Таким образом, после 50 лет простоя, в 1499 г. был заключён договор с Л. Синьорелли, который вначале закончил роспись свода, а с 1500 г. перешёл к оформлению стен. Вся работа была выполнена к празднику Вознесения Богоматери в 1504 г.

Мастер с учениками покрыли всю площадь (14,4*11,8 м, высотой 13,9 м) капеллы Нуова фресками. Ложные карнизы, исполненные средствами живописи, разделяют стены по высоте на два регистра. В нижнем регистрерисованные декоративные пилястры членят стены на равные части. В центре каждой из них, в обрамлении безудержных гротесков, помещены квадраты с портретами известных поэтов древности от Гомера до Данте, их окружают медальоны с инфернальными мифологическими сюжетами, близкие тематике христианского Чистилища. В верхнем регистре большие полуциркульные люнеты заполнены сюжетными фресками на тему Страшного Суда.Мотивы почерпнуты художником из Апокалипсиса, апокрифических евангелий, «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, «Откровений» св. Бригитты. Фрески Синьорелли – скорее монументальные рисунки, нежели живопись. Издали штрихи сливаются и тела приобретают скульптурную выпуклость. «Жёсткая роспись не даёт чувственного наслаждения, но ведь и тема не из таких, от которых ждёшь удовольствия». Он демонстрирует свою неисчерпаемую изобретательность в позах и ракурсах. Любовь к изображению нагого тела сочетается с сильным мрачным воображением. Его росписи – предтеча великого творения Микеланджело в Сикстинской капелле. По словам Вазари, гений Высокого Возрождения особенно ценил фрески в Орвьето и даже заимствовал некоторые их мотивы для своего «Страшного суда».

Отношение автора к вере

От современников Луки Синьорелли до нас дошли сведения о его искренности, правдивости, доброте и внимательном обращении с собеседниками, к какому бы сословию они не принадлежали. Горячности же и гневливости, свойственных многим живописцам, в его характере не было вовсе. Он пользовался неизменным уважением сограждан, и, скорее всего, именно поэтому его неоднократно избирали на важные должности в родном городе. Все известные жизнеописания представляют нам образ человека весьма трудолюбивого: «…под конец жизни, уже давно не имея нужды писать ради денег или ради славы, мастер продолжал усердно работать, согласно привычке, приобретенной еще в ранней юности». Однажды, когда убитого в уличной драке сына Луки Синьорелли принесли домой, пораженный горем отец приказал положить ещё не остывший труп перед собой на стол и спешно, «с величайшей твердостью духа, не проливая слез, стал зарисовывать родные черты, дабы навеки запечатлеть образ того, кого природа дала ему, а враждебная судьба отняла».

Все эти факты представляют нам человека смиренного и богобоязненного, проявляющего свою глубокую веру в Господа независимо от жизненных обстоятельств. Синьорелли был скуп на эмоции, не выказывал особого интереса к природным красотам и человеческим чувствам. Бытие интересовало его как отстраненного наблюдателя. Он сухо расчленял его события на причины и следствия, тщательно стараясь осознать смысл жизни не только на границе существования, но и за ее пределами.

Биография

Синьорелли родился в Кортоне, небольшом тосканском городке. О дате его рождения спорят до сих пор, но принято называть 1445 или 1450 г. Его дядей по матери был Ладзаро Тальди (Вазари) – прадед «жизнеописателя» итальянского искусства Дж. Вазари. Близкий друг дяди, великий художник Пьеро делла Франческа, взял талантливого мальчика к себе в ученики. Это не подтверждено документально, но, возможно, в его мастерской, в Ареццо, Синьорелли провёл годы отрочества и юности. Самые ранние его произведения – фрески 1474 г. в Читта-ди-Кастелло.В 1475 г. Лука побывал во Флоренции, попав в круг таких живописцев, как А. Верроккьо и А. дель Поллайоло, и тогда в его художественной манере ведущими стали пластика и движение. Таким образом, Синьорелли принято относить к тосканской живописной школе, хотя он активно работал в Умбрии и Риме.

В 1481-82 гг. Л. Синьорелли наряду с другими известными художниками принимал участие в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. Совместно в Б. ди Гатта он выполнил композицию «Завещание и смерть Моисея». В 1490 г. для Лоренцо Великолепного Медичи им была написана картина «Воспитание Пана» - единственное произведение мастера на мифологический сюжет. Наибольшую известность художнику принесли циклы фресок, выполненные в 1496-98 гг. для аббатства Монте Оливето в Сиене, и особенно в 1499-1502 гг. - для собора в Орвието на тему Апокалипсиса. В 1508 г. уже немолодой художник вернулся в родную Кортону, где продолжал работать, будучи главой большой мастерской. Там же он неоднократно занимал важные должности: был приором, членом городского совета, послом в другие города. Умер Синьорелли в 1523 г. в богатстве и почете, окруженный преданными учениками.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий