Увенчание терновым венцом - Босх Иероним

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Увенчание терновым венцом
Увенчание терновым венцом
Автор: Босх Иероним
Местонахождение: Эскориал, Мадрид
Произведение: Увенчание терновым венцом
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1510 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

В основе сюжета картины Босха «Увенчание терновым венцом» лежит библейская сцена, описанная тремя евангелистами. В тексте Евангелия от Матфея этот эпизод представлен следующим образом: «…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!». (Мф. 27:29).

На переднем плане картины мы видим Христа, его взгляд обращен прямо на зрителя, сдвинутые брови свидетельствуют об испытываемых страданиях. Спаситель окружен пятью мучителями. Краснолицый латник разрывает одеяние Христа рукой, облаченной в железную рукавицу. Другой воин, опершись одной ногой о постамент, собирается ещё глубже надвинуть терновый венец на чело Иисуса. Он делает это при помощи палки – такой способ изображать увенчание терниями предпочитали немецкие мастера, а его неестественно удлинённая нога, согнутая в колене, опирается на постамент. Прореха на колене символизирует развратную жизнь. Третий же, выглядывая из-за спины второго, наблюдает за действиями палачей, явно поощряя их. Этот злорадный интерес контрастирует с холодным безразличием двух мужчин слева.

История создания.

В поздний период творчества Иероним Босх всё чаще обращается к теме Страстей – последних дней и крестного пути Иисуса Христа. К таким работам относятся «Несение креста» (известны три варианта – в бельгийском Генте, Мадриде и Вене) и «Увенчание терновым венцом». Рассматриваемая картина Босха хранится в Испании, в монастыре Сан-Лоренсо, а другая с аналогичным названием и сюжетом, но отличающейся композицией представлена в Лондонской национальной галерее.

Полотно относится к тому этапу творчества мастера, когда творческая сила воображения, причудливого и фантасмагорического, покидает его картины, уступив место композициям строгим и аскетичным, но всегда новаторским. По сравнению с лондонской версией, в исследуемом полотне больше яростной динамики и психологического разнообразия в изображении гонителей Христа.

Все фигуры написаны на первом плане на золотом фоне, нет никакого намёка на перспективу, и для решения пространственной проблемы художник размещает фигуры в круглом обрамлении — такая композиция, уподобленная своеобразному кадру, настолько современна, что её можно назвать кинематографической. Босх устраняет границу между зрителем и глумливой сценой поругания Христа.

Создавая свое полотно, Босх не обошел и волнующую его политическую тему. Один из воинов имеет на своей одежде опознавательную бляху с изображением чёрного двуглавого орла на жёлтом фоне - символ Священной Римской Империи. Эта деталь позволяет говорить о политическом наполнении картины и резко негативном отношении Босха к современной ему светской власти.

Босх выносит евангельский сюжет за рамки привычного повествования. Мучительство Христа приобретает космический масштаб благодаря тому, что вокруг самой картины в технике гризайли представлена вечная битва ангелов и демонов — нескончаемая борьба добра и зла.

Отношение автора к вере.

Иероним Босх является, пожалуй, одним из самых неординарных художников своего времени. Его полотна поражают воображение, а сила и глубина таланта живописца определенно выходили за рамки реальности того времени. Не секрет, что художник был глубоко верующим человеком. Он состоял в религиозном Братстве Богоматери, создавал множество полотен на заказ церкви, занимался благотворительностью. Иероним Босх жил в сложное время, когда общество, погрязшее в грехах, физических и душевных болезнях, находилось в ожидании Страшного суда. Целью своего творчества Иероним поставил обличение пороков человечества. Каждое его полотно - это зеркало, в котором зритель может увидеть себя.

Художника одолевали раздумья о живучести и вездесущности мирового зла, о вечном круговороте жизни и смерти, об искупительной жертве Господа. Босх нередко изображал мрачные, иррациональные и низменные образы, но лишь такой путь отрезвления человечества ему представлялся наиболее действенным. В своих полотнах он выразил духовное мировосприятие, свое чувство жизни, дал ему морально-этическую оценку, стремясь к тому, чтобы его идеи воплощались в новаторском художественном решении.

Биография.

Иероним Босх родился около 1450 года в Хертогенбосе. Его дед и отец были живописцами, которые занимались росписью картин для монастырей и храмов. Главными учителями Босха считаются его отец и голландский художник Д.Боутс. Впервые упоминание о Иерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в 1480 году, впоследствии он стал главой этого братства. В 1489 году Иерониму доверили роспись двух створок алтаря для капеллы братства, находящейся в соборе Святого Иоанна. Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Приблизительно в то же время Босхом были выполнены эскизы для витража капеллы.

Сразу после своей женитьбы Босх проживал в пригородной деревушке Оерошорт, так как именно здесь он получил в приданое за женой большой участок земли с домом. Несмотря на свою любознательность и общительность, Босх никогда не выезжал дальше ближайших окрестностей своего селения. На протяжении многих лет художник был знаком и даже дружил с Эразмом Роттердамским, мотивы книг которого можно часто встретить в работах Босха.

Свои работы Босх не датировал и не подписывал. Только по церковным приходным книгам и договорным грамотам исследователям удалось довольно точно датировать основные работы мастера. Обычной для Босха являлась техника работы «алла прима» — когда художник пишет картину сразу, не делая предварительных эскизов и зарисовок.

Главными шедеврами Босха, благодаря которым он заслужил уже посмертную славу, стали большие алтарные триптихи — «Воз сена» и «Сад земных наслаждений». Поздние произведения Босха в большей степени обращены к теме одиночества. Это и «Иоанн Креститель», и «Святой Иероним во время молитвы», в которых творчество великого художника сумело отразить всю сложность и весь трагизм духовного бытия переломного времени, в которое ему довелось жить. Сюда же можно отнести картину «Блудный сын».

Помимо живописи Босх также занимался изготовлением гравюр, оттиски которых распространялись в разных городах. Иероним Босх умер в родном городе Хертогенбосе 9 августа 1516 года.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий