Уснувший Ангел - Антокольский Марк Матвеевич

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Уснувший Ангел
Уснувший Ангел
Автор: Антокольский Марк Матвеевич
Местонахождение: Музей Российской Академии художеств, Санкт Петербург, Россия
Произведение: скульптура «Уснувший Ангел»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1888 – 1891 гг.
Эпоха: реализм
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Скульптуру «Уснувший Ангел» Марк Антокольский создал в конце XIX века, находясь за границей, куда отправился после окончания обучения в Академии искусств.

Фигура ангела представляет собой элемент надгробия. Посланник небес изображён в виде дитя, одетого в длинную рубашку и сидящего на краю резной скамьи. Его голова склонилась в дрёме, крылья за спиной ещё распахнуты, одна босая ножка свесилась с ложа, вторая стоит на приступке. Милое детское личико выражает полный покой, глаза закрыты, на шейке – крестик на цепочке. У ангела, как и положено по изобразительным канонам, нет пола – жители Горнего мира «…суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:13–14).

Фигурка спящего ангела как нельзя лучше отражает понятие «вечный покой». Мастер безупречно владеет пластическим искусством, оживляя материал и наполняя скульптуру тихой печалью, теплом и Божественной любовью. Пластика Антокольского символична. В реалистичных образах его героев за, казалось бы, обычной внешностью всегда стоит нечто большее – высшая миссия и духовная красота.

История создания

Скульптуру «Уснувший Ангел» Марк Антокольский изваял для надгробия малолетней дочери Ивана Николаевича Терещенко – известного киевского коллекционера. Мастер начал создавать её в конце 1880-х годов, находясь в Париже. Само бронзовое надгробие не сохранилось, мраморная скульптура хранится в Киевском музее русского искусства, а восковая модель – в музее Академии художеств в Санкт Петербурге.

Ученик и друг Антокольского, Илья Гинцбург, писал: «Марк Матвеевич Антокольский – один из тех замечательных людей, которые своим необычным талантом, оригинальным умом и настойчивостью характера достигли всемирной славы и справедливо будут пользоваться этой славой всегда. Он принадлежит к числу талантов-самородков, которые рождаются при самых неблагоприятных условиях и прокладывают свой путь сквозь тернии…».

Отношение автора к вере

Марк Антокольский с самого раннего детства был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал церковные традиции. Первой значимой работой молодого резчика по дереву была копия картины Ван Дейка «Христос и Богородица», после создания которой бедный еврейский мальчик, благодаря появившимся меценатам, смог посещать Российскую Академию художеств на правах вольнослушателя. Прилежная учёба и труд позволили ему впоследствии стать знаменитым на весь мир скульптором.

Бедность и унижения детства и юности были приняты им со смирением, а открывшиеся позже возможности – с благодарностью Господу. За свою творческую жизнь Антокольский создал несколько скульптур библейских персонажей, все его религиозные сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, несомненно, выражают истинные религиозныечувства художника. Наиболее известны такие работы мастера, как «Христос перед судом народа», «Христианская мученица», «Не от мира сего» и другие.

Про свою статую Христа художник писал своему другу В.В.Стасову: «Это для меня большой праздник, потому что это было для меня самое трудное, что я до сих пор сделал. Я оставил его на несколько дней открытым для здешних художников. Неловко вам передать все отзывы об этой статуе, но могу сказать, что был общий восторг. … Что касается того, насколько я лично сам доволен, право, не могу сказать, потому что все, что было во мне, я передал этой статуе, а теперь устал и опустел». Символично, что мастер создал своё великое произведение в 33 года, в возрасте Христа.

Биография

Марк Матвеевич (Мордух Матысович) Антокольский, русский скульптор-реалист, родился 21 октября 1843 года в городе Вильно (ныне – Вильнюс) в бедной и очень религиозной еврейской семье. Марк был одним из восьмерых детей городского трактирщика, и жилось ему очень нелегко. Позже Антокольский напишет: «Детство мое слишком мрачно, да так мрачно, что я с содроганием вспоминаю. Я был нелюбимым ребенком, и мне доставалось от всех…Не унижала меня только мать моя».

Мальчиком он рисовал везде, где только мог, но родители относились к этому увлечению сына весьма негативно. Однажды отец сильно избил его за рисунок на печке. Однако позже Марка всё-таки отдали в обучение резчику по дереву. Однажды он вырезал прекрасную репродукцию картины Ван Дейка «Христос и Богородица», и о талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора, известная меценатка А.А.Назимова. Именно благодаря её хлопотам юношу приняли в Академию художеств вольным слушателем.«…Постыдные предрассудки, недоверие, антипатия, насмешки – вот среди какой обстановки надо было начинать Антокольскому в 60-х годах. Да еще начинать первым из всех евреев: до него никто из этого даровитого племени не смел или не мог выступить у нас с претензией на художественный талант, наравне с другими смертными» (В.В.Стасов).

В 1864 году Марк Антокольский получил серебряную медаль за рельеф «Еврей-портной», а в 1868 году – уже золотую, за «Скупого». Во время учёбы в Академии, он не только в совершенстве овладел русским языком, но и увлёкся российской историей. Первой его монументальной работой стала статуя Ивана Грозного (1870 год), именно за неё студент Антокольский получил высшую награду – звание академика. Статуя произвела большое впечатление и на Александра II, он приобрёл её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму – восемь тысяч рублей.

После окончания Академии, в 1871 году Марк Антокольский уезжает за границу. В Риме он работает над статуей Петра I, затем высылает её в Санкт-Петербург. В 1878 году он принимает участие во Всемирной выставке в Париже и получает её высшую награду, а также орден Почётного легиона. Скульптор становится почётным членом Парижской, Венской, Берлинской и Лондонской Академий изящных искусств.

В 1889 году мастер создаёт статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак». Антокольский также много пишет по вопросам искусства: в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность» и других изданиях.

Скончался Марк Антокольский 26 июня 1902 года во Франкфурте на Майне и был похоронен на Преображенском еврейском кладбище Петербурга. После смерти скульптора, в 1905 году, была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» под редакцией В.В.Стасова.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий