yandex

Усекновение главы Иоанна Предтечи -

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Местонахождение: Музей русского искусства Киев, Украина
Название иконы: Усекновение главы Иоанна Предтечи
Время создания: Конец XV века

Описание иконы.

Образ «Усекновение главы Иоанна Предтечи» написан на доске размером 91× 64 см, он условно отнесен к иконам праздничного чина из Городца, так как именно в этом городе был приобретен, в числе нескольких других икон.

На этой иконе изображено само событие усекновения Честной главы последнего пророка Иудеи. Такая иконографическая традиция часто применялась на иконах конца XV века. Интересно, что действие происходит на фоне горок, что напрямую не соответствует евангельскому тексту. Там местом казни указывается темница: «Он пошел, отсек ему голову в темнице» (Мк.6:28). В подтверждении этих слов, художник изобразил слева высокую палату, символизирующую место заточения Предтечи Христова. Скалистый пейзаж призван напомнить нам о пустыне Иудейской – месте, где Иоанн провел значительную часть своей жизни.

Ядром композиции иконы является фигура склонившегося Иоанна и воина, заносящего над ним обнаженный меч. В позе пророка сочетаются мотивы готовности к смерти и смиренной молитвы ко Господу. Ниже, у его ног, лежит отрубленная глава с закрытыми глазами и нимбом – на золотом блюде, выделяющемся на фоне провала пещеры. Иоанн как бы глядит на свое отражение, что словно указывает на изначальное предвидение им своей невинной насильственной кончины. Это ощущение усиливает вид воина, с выраженной крестовиной рукоятки меча в руке и одетого в красный плащ – то есть с атрибутами, символизирующими мученичество за Христа. Таким образом, воин выглядит как проводник Божественного Промысла, что соотносит изображение с Крестными страданиями Самого Спасителя и являет картину происходящего не как трагедию, а как торжество Славы Божией. Это подчеркивается возрастанием зеленого древа, словно прямо из чаши с Честной главой. Иконописец поместил рядом с древом маленькую секиру, которая свидетельствует о словах Иоанна «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк.3:9), что является косвенным напоминанием о причине усекновения его главы – обличении греха Иродиады.

История образа.

Евангелисты Матфей и Марк подробно рассказывают о том, как, по прихоти нечестивой женщины, был умерщвлен последний пророк Иудеи, Предтеча и Креститель Христов, Иоанн. Иродиада, противозаконно сожительствующая с братом своего мужа, тетрархом Галилеи, Иродом, ради богатой жизни, была порицаема Иоанном. Его слова пробуждали в ней угрызения совести, которые причиняли невыносимые страдания. Иродиада уговорила Ирода Антипу заточить обличающего ее грех Иоанна в темницу. Она скрыла светильник веры под спудом, но это не принесло ей облегчения. Иродиада призывала лишить пророка жизни, но Ирод боялся возмущения народа, так как Иоанна почитали простые жители Иудеи.

Однажды Ирод устроил «пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским» в честь своего дня рождения. Перед гостями танцевала дочь Иродиады – Саломея. Этим она очень польстила тщеславию царя, и он пообещал ей «дать, чего она ни попросит» (Мф.14:7). Девушка сама не приняла решения о подарке и спросила у матери. Иродиада воспользовалась обещанием Ирода, и научила дочь попросить голову Иоанна Предтечи. Евангелисты отмечают, что Ирод «опечалился…, но ради клятвы и возлежащих с ним, повелел… отсечь Иоанну голову в темнице» (Мф.14:9-10). Иоанна обезглавили и принесли его голову на блюде для Саломеи, которую «она отнесла матери своей» (Мф.14:11).

Особенности иконописной школы.

Происхождение иконы «Усекновение главы Иоанна Предтечи» точно не известно. Она, вместе с иконами «Тайная вечеря», «Сошествие во ад», «Снятие со креста» и «Положение во гроб» была приобретена в начале XX века коллекционером И.С.Остроуховым в Городце на Волге. Есть недостоверные сведения о том, что они были вывезены из Каргополя, поэтому иногда этот образ называют Каргопольским. Исследователи относят все пять икон к одному ряду праздничного чина, написанных для высокого иконостаса какого-то крупного храма, об этом говорит их большой размер.

В иконе «Усекновение главы Иоанна Предтечи», как и в других четырех иконах «из Городца», очень своеобразно сочетаются московские традиции (легкость фигур, очерченных плавной, гибкой линией, мелкие, тонкие черты лица) с новгородскими (колорит). Но, по сравнению с чисто новгородскими иконами, с их яркими, броскими цветами, краски икон «из Городца» выглядят несколько приглушенными. В целом создается такое впечатление, что авторы икон этого праздничного ряда хорошо знали, как московские, так и новгородские памятники. Н.Е.Мнева обосновывает нижегородское происхождение икон, опираясь на сходные с ними, по написанию, образы, в нижегородском происхождении которых сомнений у искусствоведов нет.

Биография.

Академик Виктор Лазарев предположил, что автор этой иконы вышел из среды тех новгородцев, которых Иван III, после присоединения Великого Новгорода к Москве, насильственно переселил в Нижний Новгород. Известно, что после военного конфликта между Великим княжеством Московским и Новгородской республикой, часть боярских семей была выслана на территорию Московского княжества. Кроме этого, были конфискованы вотчины новгородского епископа и 6 крупных монастырей. Оторвавшись от родной почвы, иконописцы могли создавать произведения, в которых московские традиции органически сочетались с новгородскими.

Автор текста: Царан Серафима.

Оставить комментарий