«Улыбающийся ангел» -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Улыбающийся ангел»
«Улыбающийся ангел»
Местонахождение: Нотр Дам де Реймс, город Реймс, Франция
Произведение: Скульптура «Улыбающийся ангел»
Жанр: Скульптура
Год создания: Первая половина XIII века
Эпоха: Средние века, Высокая готика
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Статуя «Улыбающийся Ангел», сделанная неизвестным скульптором предположительно в 1236 – 1245 годах, находится над Северным порталом Главного фасада Реймсского собора. Так сложилось, что сильно пострадав во время Первой мировой войны, она, тем не менее, стала символом возрождения послевоенной Франции.

Нотр Дам де Реймс ещё называют «Собором Ангелов» – так много их скульптур украшают древние стены. «Улыбающийся Ангел», безусловно, занимает самое почётное место, он же является и визитной карточкой города. В композиции над Северным входом эта скульптура представляет образ «проводника праведных душ», вместе с другим бесплотным посланником сопровождая в Царство Небесное Священномученика Дионисия (Никасия). По сведениям реставраторов, второго улыбающегося Ангела, который должен был находиться слева от мученика, за его прелестный и выразительный образ поместили рядом с Девой Марией, в сцене Благовещения над Главным порталом. А над Северным входом поставили статую более традиционной пластической трактовки.

В пожаре и обрушении статуй фасада при немецком артобстреле в сентябре 1914 года, упавшая голова «Улыбающегося Ангела» разбилась на мелкие фрагменты. А ещё через два года эта скульптура стала мировым символом утраты культурного наследия Франции в Первой мировой войне, благодаря выставке, которая прошла в Северной и Южной Америке.

Воссоздание головы Ангела из чудом сохранившихся осколков было произведено скульптором Реми Аво в 1926 году. С тех пор «Улыбающийся Ангел», заняв свое прежнее место на Главном фасаде Нотр Дам де Реймс, стал символом возрождения и победы добра над злом.

История создания.

Средневековый период в культуре Западной Европы был отмечен конфликтами реальной действительности и духовной жизни человека. Основополагающий тезис христианского аскетизма «Дух – всё, плоть – ничто» прекрасно выражается архитектоникой готических соборов с их устремлёнными ввысь формами.

В 1211 году было заложено здание нового Реймсского собора, на месте уничтоженного пожаром старого. Как и его предшественник, новый собор был посвящён Богоматери. Строительство здания продолжалось до 1285 года, работами руководили четыре архитектора – Жан д’Орбе (1211 – 1230), Жан-ле-Лу (1231 – 1237), Гоше Реймсский (1247 – 1255) и Бернар Суассонский (1255 – 1285), имена которых были выложены цветным камнем на полу нефа. Скульптурное оформление собора было в целом завершено к концу XIV века.

Творческая мысль зодчих и скульпторов Нотр Дам де Реймс легла на напряженные, стремительные формы готического собора, высокий дух эпохи застыл в его скульптурах. Собор украшен священными и возвышенными образами, но средневековые мастера, в своём стремлении показать силу человеческого духа, сквозь строгие церковные каноны сумели пробиться к живому ощущению натуры. В строгих, ритмичных рядах статуй праведников, украшающих собор, как бы рождаются динамические импульсы, появляется высокое напряжение духовности. Тонкая игра света на тщательно проработанных деталях драпировок, лицах святых, крыльях ангелов оживляет камень, делает его тёплым, а Библейские сюжеты – близкими и понятными всем христианам.

19 сентября 1914 года в результате немецкого артобстрела, в пожаре серьёзно пострадали скульптуры Западного фасада. Голова «Улыбающегося Ангела», казалось, была навсегда утрачена. Её обломки собрал и спрятал в подвалах Дворца Тау аббат Жюль Тино.

Варварское разрушение Реймсского собора повлекло за собой волну негодования. Фотограф Пьер Антони-Туре в 1915 году опубликовал памфлет с фотографиями «Улыбающегося Ангела» до и после пожара, вызвавший у современников большой эмоциональный отклик. В марте 1915 года аббат Тино погиб на фронте, и спрятанные фрагменты головы Ангела стали считаться потерянными. Однако в ноябре того же года их обнаружил архитектор Макс Сенсольё.

Во время послевоенного возрождения Реймсского собора, обезглавленную статую хотели поместить в музей, но затем было принято решение о её реставрации, поскольку судьба «Улыбающегося Ангела» уже волновала миллионы людей по всему миру.

Автор текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий