Трубящие ангелы - Пизано Джованни

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Трубящие ангелы
Трубящие ангелы
Автор: Пизано Джованни
Местонахождение: Метрополитен музей, Нью-Йорк, США
Произведение: Скульптура «Трубящие ангелы»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1302 – 1310 гг
Эпоха: Средние века, Проторенессанс

Описание произведения

Мраморные симметричные горельефы «Трубящие Ангелы» были созданы средневековым итальянским мастером Джованни Пизано для оформления пилястр, находящихся по обе стороны статуи Христа Судии на кафедре Дуомо Пизы. Сейчас скульптуры находятся в художественном музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Об ангелах, трубящих о начале Апокалипсиса, в Откровении Иоанна Богослова сказано: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб…И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» (Откр.8:2,6). Первые четыре ангела звуками своих труб, уже вызвали «град и огонь, смешанные с кровью», низвергли в море гору, пылающую огнём, сбросили с небес звезду «полынь», отравившую воды и поразили на треть небесные светила (Откр.8:7–12). Именно эти ангелы представлены в скульптуре Джованни Пизано.

Позы и лица небесных созданий скорбны, согбенные фигуры сообщают образам печаль и сожаление о роде людском, который ждёт страшный конец. По библейскому пророчеству, за трубным гласом четырёх первых ангелов последует завершающий аккорд: «И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!» (Откр.8:13). Земное время закончится, и на престол воссядет Христос Судия.

Используя световые и пластические эффекты, Джованни Пизано мастерски передаёт в камне человеческие эмоции. Вниманием к деталям – тщательной проработкой ликов, жестов, одежд с множеством складок, подчёркивается трагическая динамика всей композиции. Пластику Джованни Пизано искусствоведы называют субъективной и драматичной, он завершает эпоху Проторенессанса, открытую его отцом, Никколо Пизано. Для стиля этого выдающегося мастера характерна свобода выражения и повышенная экспрессия, он не боится придавать фигурам своих героев ломаные очертания и резкие повороты, оживляя камень контрастной игрой света и тени.

История создания

Кафедра Пизанского собора (Дуомо Пизы), была создана Джованни Пизано в начале XIV столетия. К работе над ней он приступил сразу после завершения кафедры в церкви Сан Андреа в Пистойе (1301). Это сложное, как по конструкции, так и по исполнению, сооружение представляет собой один из лучших образцов итальянской скульптуры эпохи Проторенессанса. Верхняя часть кафедры состоит из девяти мраморных панелей с изображением новозаветных сцен, две из которых плоские, оформляют вход, и семь объемных, обрамляющих основную площадь кафедры.

Рельефы вырезаны из белого мрамора и состоят из множества фигур, в угловых сегментах находятся статуи пророков. Здесь представлены основные евангельские сюжеты – «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Принесение во Храм», «Избиение младенцев», «Распятие», «Страшный Суд»

Кафедра Пизано заменила предыдущую, созданную Гульельмо (1157–1162), которая была перемещена в собор Кальяри. Во время реставрации кафедры в 1926 году, из-за отсутствия первоначальной документации, некоторые скульптуры оказались «лишними» и разошлись по музеям мира.

Отношение автора к вере

О личной жизни Джованни Пизано известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей плодотворной жизни Джованни Пизано, сначала вместе со своим отцом, знаменитым итальянским скульптором и архитектором, Никколо Пизано, а затем и самостоятельно, создал ряд скульптурных композиций на религиозную тематику во многих церквях Италии.

Отец и сын Пизано являлись создателями величественного Сиенского собора, что, безусловно, говорит об их приверженности христианским ценностям. За свою жизнь мастер создал множество скульптурных образов Иисуса, Богоматери, святых и пророков. В своих статуях и рельефных композициях Джованни наделяет святых человеческими чертами, естественными и динамичными. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства художника. Десять лет Джованни прослужил главным архитектором Сиенского собора, где и нашёл своё последнее пристанище.

Биография

Джованни Пизано родился около 1248 года в семье знаменитого итальянского архитектора и скульптора Никколо Пизано. Он стал учеником своего отца и впоследствии, по мнению большинства искусствоведов, даже превзошёл его в творчестве.

В 60-х – 70-х годах XIII века Джованни постигает основы скульптурного ремесла и работает вместе с отцом в Дуомо Сиены, позже – над фонтаном Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная его работа, уже после смерти отца – скульптурное оформление фасада баптистерия Сан Джованни в Пизе (1278 – 1284). В пластике Пизано чувствуется влияние готического стиля, который он изучал во время поездки во Францию в начале 1270-х годов. Он гармонично включает скульптурную компоненту в архитектуру здания, придавая ей эмоциональную насыщенность и динамику.

После переезда в Сиену, с 1287 по 1296 годы, Джованни Пизано работает на должности главного архитектора кафедрального собора, благодаря чему Дуомо получает наиболее богатое, среди всех итальянских готических соборов, скульптурное оформление. В самом конце XIII столетия Джованни возвращается в Пизу, где подвизается в качестве архитектора и скульптора на возведении соборов. Одна из самых значительных работ Джованни Пизано – кафедра церкви Сан Андреа в Пистойе (1297 – 1301), рельефы которой тематически сходны с рельефами кафедры баптистерия в Пизе, но более выразительны и драматичны.

С 1302 года и до своей смерти Джованни Пизано работал над кафедрой Пизанского собора, которая впоследствии была разобрана после пожара 1599 года. (После её частичного восстановления в 1926 году, некоторые фрагменты кафедры оказались в известных музеях мира).

В 1313 году в Генуе скульптор приступил к работе над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской, но закончить её не успел. Примерной датой смерти Джованни Пизано считается 1315 год, похоронен великий мастер Проторенессанса в кафедральном соборе Сиены.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий