Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Рельеф «Три Волхва» был создан средневековым мастером Гислебертом (Жильбером) для украшения столицы одной из капителей собора Сен Лазар, возведённого во французском городе Отён в начале XII века.
Скульптурная композиция передаёт библейский сюжет об откровении, бывшем во сне трём волхвам, пришедшим к Божественному Младенцу. Ангел не велел мудрецам возвращаться к Ироду, жаждавшему убить будущего царя Иудейского и ждавшего от волхвов известий о Его нахождении: «И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф.2:12).
На рельефе представлены три волхва в царских венцах, укрытых одной походной накидкой, двое из которых – старый и молодой, спят крепким сном, а третий, разбуженный осторожным ангельским прикосновением, открыл глаза. Другой рукой ангел в образе прекрасного юноши с распахнутыми крыльями указывает на звезду, взошедшую на востоке.
Волхвы – благочестивые, мудрые люди родом из Персии или древней Вавилонии, «усердные к вере и предметам святым». Увидев на небе знамение, Вифлеемскую звезду, они идут за ней, в Иерусалим, а затем в Вифлеем – к будущему Спасителю Мира, появление которого предсказывали ещё древние пророки. В Библии волхвы, пришедшие поклониться Божественному Младенцу, называются царями, их имена Мельхиор, Гаспар и Валтасар. Мельхиор – длиннобородый седовласый старец, в подарок Господу он принёс золото. Валтасар – «смуглый муж средних лет», который дарит Иисусу смирну – благовонное вещество для посмертного умащения тел. Гаспар, безбородый юноша, преподнёс Младенцу ладан, как священному лицу (Мф.2:1–12).
В работах романских скульпторов чётко противопоставляются друг другу добро и зло, Рай и преисподняя, небо и земля. Такая напряжённая борьба противоположностей в романском искусстве передаётся эмоциональностью, многофигурностью, сложностью и динамичностью пластических композиций.
История создания
Кафедральный собор Сен Лазар (Святого Лазаря) французского города Отён стоит на исторических паломнических путях Бургундии. Церковь в романском стиле была возведена в 1130 – 1140 годах на самом высоком месте города. В плане собора лежит латинский крест – двухпролётный притвор с двумя башнями продолжен семипролётным нефом с трансептом, завершённым высоким шпилем с крестом, и закончен полукруглой трёхярусной апсидой. Специалисты относят рельеф «Страшный Суд» на тимпане собора к творчеству средневекового мастера Гислеберта.
В XVIII веке духовенство Отёна, признав рельеф не соответствующим времени, велело его загипсовать. При этих работах была утрачена голова Христа. В 1837 году археологи освободили «Страшный суд» от гипсового покрытия, а в 1858 году знаменитый французский архитектор Виоле ле Дюк восстановил тимпан, заменив утерянные или поврежденные фигуры копиями, но оставил без восстановления голову Христа. В 1948 году аббат Дени Гриво обнаружил голову Спасителя в соседнем музее, впоследствии она идеально вписалась в тимпан.
Отношение автора к вере
О личной жизни мастера Гислеберта почти ничего не известно – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся художников. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. Гислеберт выполнил множество значимых скульптурных композиций в соборах средневековой Франции, все они были созданы на библейскую тематику. Вершиной проявления его религиозного чувства, безусловно, является оформление собора Сен Лазар в Отёне.
Скульптуры мастера на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы. В своих работах Гилберт, с помощью выразительных средств романского искусства средневековой эпохи, сумел передать Божественную любовь к падшему человечеству, весь ужас совершаемого людьми греха и неотвратимость его наказания.
Биография
Гислеберт (Жильбер, Джайлбертус) был французским романским скульптором XII века. Подробности его личной жизни неизвестны, сведения есть только об основных этапах творчества мастера.
В 1115 году Гислеберт участвовал в оформлении аббатства Клюни, работая над кафедральным собором в качестве помощника главного скульптора. Собор создавался как больница для прокаженных, поэтому рельефы на его фасаде отражают образы, которые давали пусть небольшую, но надежду неизлечимо больным. После завершения обучения в Клюни, Гилберт отправился в Отён, где создал свой «Страшный Суд» на тимпане Западного фасада.
Тимпан подписан словом Gislebertus, однако некоторые искусствоведы полагают, что это имя мецената, заказавшего работу, а не самого художника. Именно эта подпись была первым «автографом», обнаруженным на скульптурах романского периода – прежде мастера считали себя «руками Бога», а не самостоятельными творческими личнос
Автор текста: Марина Румянцева