«То не тучи бродят за овином...» - Сергей Есенин
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

*****
То не тучи бродят за овином
И не холод.
Замесила Божья матерь Сыну
Колоб.
Всякой снадобью она поила жито
В масле.
Испекла и положила тихо
В ясли.
Заигрался в радости Младенец,
Пал в дрёму,
Уронил он колоб золочёный
На солому.
Покатился колоб за ворота
Рожью.
Замутили слёзы душу голубую
Божью.
Говорила Божья матерь Сыну
Советы:
«Ты не плачь, мой лебедёночек,
Не сетуй.
На земле все люди человеки,
Чада.
Хоть одну им малую забаву
Надо.
Жутко им меж тёмных
Перелесиц,
Назвала я этот колоб —
Месяц».
Описание произведения.
Стихотворение Сергея Есенина «То не тучи бродят за овином...» сочетает в себе черты народной песни и сказки. Главными героями произведения являются Богородица и Младенец Христос. Поэт использует хорей, чтобы создать эффект ночного спокойствия, но обрывочность чётных строк создаёт эффект тревоги, потери.
Место действия: «за овином». Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. В верованиях восточных славян это пространство мифологизировалось. Но Есенин отходит от деревенских мифов и превращает овин в подобие пещеры Рождества. Однако в основе стихотворения лежит не рождественская история, а придуманная поэтом сказка: «То не тучи бродят за овином / И не холод. / Замесила Божья матерь Сыну / Колоб». Колоб — шарообразный хлеб.
Богородица, чтобы порадовать Сына, печёт ему хлебную игрушку: «Всякой снадобью она поила жито / В масле. / Испекла и положила тихо / В ясли». Но Младенец, наигравшись и задремав, «уронил <...> колоб золочёный / На солому». Следующие строки напоминают сказку «Колобок»: «Покатился колоб за ворота / Рожью».
Из-за потери игрушки Христос расплакался: «Замутили слёзы душу голубую / Божью». Голубой цвет символизирует Бога-сына — его невинность и чистоту. Возможно, под образом души голубой Есенин подразумевает, что Христос вмещает в себя всё небо. Образ неба появляется в самом начале, намекая на эпический размах действия произведения: «То не тучи бродят за овином...».
Успокаивая Сына, Богородица говорит ему «советы»: «Ты не плачь, мой лебедёночек, / Не сетуй. // На земле все люди человеки, / Чада. / Хоть одну им малую забаву / Надо». Образ лебедя так же, как и голубой цвет, является символом чистоты. Автор вводит пространство земли, намекая, что действие стихотворения, скорее всего, происходит в небесном мире. Богородица учит Младенца смирению и милосердию к людям, давая ему не нравоучения, а «советы».
Стихотворение оканчивается прояснением образа колоба. Богородица говорит, что людям страшно в темноте: «Жутко им меж тёмных / Перелесиц. / Назвала я этот колоб — Месяц». Таким образом, игрушкой для Христа был Месяц, и он случайно отпускает его катиться по небу.
Произведение «То не тучи бродят за овином...» — пример авторской сказки, в которой Есенин сочетает мифологические и религиозные представления крестьян.
История создания.
Стихотворение «То не тучи бродят за овином...» датируется 1916 годом — по наборному экземпляру для публикации в газете «Новая жизнь». Нельзя сказать точно, в какое время, это стихотворение было создано, поскольку его автограф его потерян.
Стихотворение отражает синкретичные представления крестьян, которые впитал Есенин с детства. В крестьянском мировидении религия сочеталась с мифологией. С принятием христианства многие сюжеты мифов поменяли героев на библейских, а в ткань христианской веры вплетались нити языческих суеверий. Таким суеверием было, например, убеждение, что на овине обитает «овинник» — дух, который оберегал хлеб от нечисти и давал хороший примолот. Овинника пытались задобрить приношениями, молодые девушки, обращаясь к нему, гадали, когда выйдут замуж. По деревенским поверьям, увидеть овинника можно было во время рождественской заутрени. Возможно, такая наивная связь пространства овина с Рождеством Христовым натолкнула Есенина на идею стихотворения «То не тучи бродят за овином...».
Отношение автора к вере.
Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.
Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественность Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.
Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».
В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронёс через бури революции и незаметно вкрапливает её тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».
Биография.
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.
В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.
В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).
Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.
Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.
В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым, повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Исследования последних лет считают самоубийство Есенина инсценировкой давно уже следивших за поэтом сотрудников НКВД.
Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.