Святой Матфей и ангел - Рембрандт Харменс ван Рейн
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Картина «Святой Матфей и ангел» принадлежит к серии из четырех портретов апостолов, написанной художником в 1661 году.
Евангелист Матфей, автор теста первого Евангелия, почитался с древних времен. Этот образ имеет свою иконографию, его можно встретить в монументальных стенных росписях, книжной миниатюре, иконах, на картинах западноевропейских мастеров. Обычно апостол Матфей изображался сидящим за столом с раскрытой перед ним книгой и принадлежностями для письма, расположенными рядом на столе. В западноевропейском искусстве этот апостол часто изображается с пером в руке и с ангелом, являющимся его евангельским символом.
На картине Рембрандта Святой Матфей изображен в момент написания текста Евангелия, вдохновленный Божественным присутствием, которое олицетворяет ангел, стоящий за его спиной. Святой Матфей в образе человека почтенного возраста в темном одеянии с окладистой местами поседевшей бородой и кустистыми бровями сидит за столом, повернувшись к зрителю на три четверти. Его лицо изборождено морщинами, очевидно, что этот человек многое повидал на своем веку. Покрытая узловатыми венами левая рука, написанная удивительно реалистично, явно принадлежит человеку хорошо знакомому с физическим трудом. Она поднята к груди и перебирает бороду в жесте задумчивости и вдохновенной сосредоточенности. В правой руке апостол сжимает перо, занесенное над раскрытой рукописью, лежащей на столе. Глаза Матфея не смотрят на зрителя, они устремлены в пространство за пределами картины. Святой производит впечатление человека, прозревшего Божественную истину внутри себя.
Из-за спины Матфея выглядывает ангел в образе юноши с длинными золотистыми волосами. Едва касаясь невесомой рукой правого плеча апостола, ангел как будто бы что-то шепчет ему на ухо, вглядываясь в слова, которые выходят из-под пера святого. Ангел как бы незримо присутствует при создании Евангелия от Матфея.
Картина написана в теплых приглушенных коричнево-охристых тонах. Живописные мазки кисти художника, яркий блик света на исчерченном морщинами лбу Матфея, свидетельствующий об озарении свыше, мягкий свет, исходящий от книги Божией и внимательное лицо ангела, создают настроение трепетного предчувствия чуда.
Полотно относится к зрелому периоду творчества Рембрандта, для которого характерны шедевры, потрясающие своей духовной глубиной, психологизмом и пронзительностью. Она была написана в непростой для художника период, когда несчастья и жизненные неурядицы обрушились на него, но в картине мы видим надежду и веру, которая давала ему силы творить и поддерживала художника до последних дней его жизни.
История создания
Серия портретов «Апостолы» представляет собой группу «иносказательных» портретов последователей Христа, в облике которых Рембрандт хотел воплотить современные ему типы людей – мыслителей и проповедников с их различными психологическими и духовными качествами. Однако Рембрандт не просто использует современников в качестве своих моделей, а хочет приблизить образы апостолов первого века от Рождества Христова к современному ему веку семнадцатому, переводит их духовный мир из религиозной сферы в этическую. Не все картины цикла обладают равной художественной ценностью. Но полотно «Евангелист Матфей» принадлежит, несомненно, к выдающемуся и оригинальному творению художника.
Отношение автора к вере
Разделение Европы на католический и протестантский регионы сказалось и на искусстве Голландии. В результате войны за независимость против Испанского владычества Нидерланды (Низинные земли) разделились на католическую южную часть (нынешняя Бельгия), и протестантскую Северную, которая стала республикой, объединив семь северных провинций.
К тому времени как Рембрандт занялся живописью из городских церквей протестантами уже были изгнаны все картины, а их стены украшали отныне лишь десять заповедей. Однако визуальная культура уже слишком прочно вошла в жизнь жителей Лейдена, и ей не угрожал гнев иконоборцев и уничтожение, подобное пережитому в 1566 году. Хотя около 1619-1620 годов кальвинисты яростно выступали против почитания образов, после небольшого спада интереса к религиозной живописи, лейденцы продолжили заказывать художниками картины на темы Священного Писания, поскольку хотели иметь эти образы в своих домах.
Рембрандт воспитывался в протестантской вере, приверженцем которой был его отец, мать художника была католичкой. С семи лет мальчик посещал Латинскую школу, в которой преподавали «христианские добродетели, языки и свободные искусства». На протяжении всей своей жизни художник обращался к библейской тематике, ей посвящена значительная часть его произведений. Будучи человеком глубоко верующим, он, конечно, постоянно перечитывал Библию, проникаясь духом библейских эпизодов, доводя их образы до предельной ясности и психологической достоверности. Саймон Шама в своем обширном труде «Глаза Рембрандта» пишет, что ни один из художников, творивших во времена Рембрандта не был столь увлечен книжной культурой, культурой письма и Писания. На картинах и гравюрах художника мы часто встречаем читающих или пишущих персонажей. С невыразимым тщанием и увлечением художник передает весомость и материальную тяжесть книги, фактуру бумаги и шрифт. Процесс чтения Рембрандт показывает как погружение в таинственные глубины мудрости и знания, преображающие читающего.
Пример такого преображения мы видим на картине Рембрандта 1631 года «Старуха за чтением», на которой, вероятно, изображена мать художника Нельтген в образе пророчицы Анны, пребывающей в ожидании рождения Иисуса Христа. Пожилая женщина полностью поглощена чтением Святого Писания. Фигура женщины и ее лицо находятся в тени, от книги же исходит сияние, именно она является в картине источником как материального так и духовного света. Несомненно, что такое отношение к Библии как источнику света истины художник пронес через всю свою жизнь. Эта же идея лежит в основе картины «Святой Матфей и ангел».
Биография
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене 15 июля 1606 года в семье с мельника, в которой был шестым ребенком. Семья жила в достатке, однако в быту придерживалась протестантской скромности. С семи лет мальчик посещал латинскую школу, где получил лучшее образование, доступное в то время сыновьям торговцев или ремесленников.
В мае 1620 года его имя было внесено в официальный список студентов Лейденского университета. Однако, по неизвестной причине Рембрандт внезапно бросил учебу. Ян Орлес в биографии художника, составленной в 1641 году писал, что от природы мальчика влекла живопись и рисование, поэтому родителям не оставалось ничего иного, как забрать его с гуманитарного факультета университета и отдать в обучение к местному живописцу Якобу Исааксу ван Сваненбургу, у которого Рембрандт проучился три года.
В 1623-1624 годах он около полугода числился в мастерской амстердамского живописца Питера Ластмана, католика по вере, повлиявшего на формировании художественной манеры Рембрандта на раннем этапе творчества. Кроме того, на художника оказало влияние реалистическое искусство караваджистов.
Раннее творчество Рембрандта охватывает 1625-1631 годы, когда он творил в своем родном городе Лейдене и имел большой успех, который побудил его в 1631 году переселиться в Амстердам. Здесь очень быстро Рембрандт сделался модным художником, окруженным множеством учеников и получившим многочисленные заказы. Вместе с тем, началась и наиболее счастливая пора в его жизни. В 1634 году он женился на Саскии ван Эйленбург, принадлежавшей к богатой буржуазной семье. Приданое невесты укрепило и без того возрастающий достаток мастера, позволило заняться коллекционированием произведений искусства. К этому времени уже сложился круг творческих интересов художника. Это религиозные и исторические сюжеты, мифология, портрет, бытовой жанр, пейзаж и натюрморт. В центре внимания мастера всегда стоял человек, психологически верная передача характера и душевных движений Своеобразие решения живописной проблемы использования светотени принесло Рембрандту славу величайшего живописца. Трактовка света становится одним из главных средств выявления образа. Композицию художник строит на соотношении освещенных и теневых планов.
С начала 1640-х годов творчество художника вступает в новую фазу. Глубина и своеобразие искусства художника, его отход от общепринятых канонов привели к конфликту с заказчиками группового портрета амстердамской стрелковой гильдии и резкому падению количества заказов. В год неудачи с полотном, получившим условное название «Ночной дозор» (1642), художника постигла также и неожиданная смерть любимой жены Саскии в возрасте тридцати лет. Несмотря на проблемы, художник много работает, его искусство приобретает подлинную зрелость. Сложность композиции и пафос сменяется тяготением к простоте.
Через несколько лет после смерти жены, Рембрандт сходится со своей служанкой Хендрикье, которая заменила мать его нежно любимому сыну Титусу, единственному из выживших четырех детей художника от первого брака. Несмотря на все усилия, к середине 1650-х гг. материальное положение семьи Рембрандта продолжает ухудшаться. Конец 1650-х и 1660-е годы – наиболее важный период творчества мастера. Он представляет собой синтез всех его предшествующих живописных и психологических исканий. Детальная проработка форм сменяется широкой свободной манерой письма. Колорит приобретает исключительную силу. Художественный язык автора освобождается от всего бравурного, яркого. На смену внешнему драматизму приходят спокойствие и душевная сосредоточенность.
Невзгоды и несчастья продолжают преследовать Рембрандта – в 1663 году умирает Хендрикье, а затем в 1668 году от чумы погибает его сын Титус.
Спустя одиннадцать месяцев в 1669 году в Амстердаме умирает и сам Рембрандт. Смерть его прошла незамеченной, а его искусство в целом осталось непонятым современниками. Полное признание творчества художника произошло лишь в девятнадцатом веке.
К несомненным шедеврам Рембрандта относятся: «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), «Святое семейство» (1645), «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633), «Ночной дозор» (1642), «Даная» (1636-1647), «Синдики» (1662), «Возвращение блудного сына» (1662), «Еврейская невеста» (1665), «Симон с Иисусом» (1669) и др.
Автор текста: Липатова Елена Владимировна.