Святой Лонгин - Бернини Джованни Лоренцо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Святой Лонгин
Святой Лонгин
Автор: Бернини Джованни Лоренцо
Местонахождение: Собор Святого Петра, Рим, Италия
Произведение: Статуя Святого Лонгина
Жанр: Скульптура
Год создания: 1635 – 1638 гг.
Эпоха: Возрождение, Барокко
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Статую Святого Лонгина Бернини изваял по заказу Папского Престола в 1635 – 1638 годах. Скульптура, сделанная из мрамора, имеет высоту более четырёх метров и установлена в соборе Святого Петра в Ватикане.

Римский сотник Гай Кассий Лонгин был тем самым стражником, который охранял распятого Христа, а затем проткнул его копьём, чтобы удостоверится в смерти Сына Божьего (Ин.19:34). Истекшая из раны Христа кровь исцелила Лонгина-сотника от катаракты. Позже, став свидетелем Воскрешения Иисуса, Лонгин уверовал и, вернувшись в Рим, стал проповедовать Слово Божие. За что впоследствии был обезглавлен и стал считаться Святым мучеником за веру Христову.

Скульптура Бернини изображает момент общения Лонгина с Богом. Стражник широко раскинул руки, как бы вбирая в себя Божественную благодать и Свет. Его копьё служит не оружием, а только опорой – по привычке зажатое в правой руке древко отставлено в сторону. Снаряжение сотника валяется под его ногами – он больше не солдат, а для воина Христова оно и не нужно. Лицо бывшего римского центуриона, обращённое к Небу, выглядит просветлённым и покорным Его воле.

Джованни Лоренцо Бернини сделал около десятка набросков и более двух десятков моделей статуи Святого Лонгина, из которых видно, что концепция скульптуры в ходе подготовительных работ претерпела значительные изменения. Работа над окончательным вариантом величественной мраморной статуи заняла у мастера три года. В 1638 году скульптура Святого Лонгина была помещена в одну из ниш в центре собора Святого Петра, рядом со Святым Андреем Первозванным, Святой Равноапостольной Еленой и Святой Вероникой.

История создания.

В 1620-х годах Святым Престолом начал разрабатываться проект оформления центральной части собора Святого Петра в Ватикане. Статуя Лонгина была одной из четырех, которые должны были разместиться в нишах – по реликвиям Святых, находящимся в соборе. Создание моделей было поручено разным мастерам, и после обсуждений на комиссии, Бернини было отдано создание скульптуры Святого Лонгина.

В музеях мира сохранились предварительные наброски и модели, сделанные Бернини для статуи Лонгина – комплект из восьми эскизов (1620-е) находится в музее Кунстпаласт в Дюссельдорфе, черновая глиняная статуя (1631) представлена в Художественном музее в Гарварде, более поздняя терракотовая модель, хранится в Музее Рима. По ней мастер вычислял, как отдельные мраморные блоки могут быть собраны вместе. Окончательный вариант статуи Святого Лонгина сформировался после утверждения проекта балдахина Святого Петра, огромного бронзового кивория в центре собора. За свою работу Бернини получил 3300 скудо, столько же, сколько и авторы остальных трёх скульптур.

Отношение автора к вере.

На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Джованни Лоренцо Бернини, ревностный католик, выполнил множество скульптурных и архитектурных заказов, связанных со Святым Престолом.

Как примерный христианин, по свидетельству биографов и современников, он каждый день посещал мессы, исполнял необходимые духовные экзерсисы и искал наставничества у служителей церкви. Мастера связывала тесная дружба с верховным главой Ордена иезуитов, которая, как считают специалисты, оказала значительное влияние на его взгляды и искусство. Бернини называют творцом самых «рискованных» скульптурных композиций в католичестве. Его искусство было предельно эмоциональным и чувственным, и не всегда придерживалось строгих канонов классического и ренессансного стилей.

В период правления Папы Урбана VIII (1623 – 1644) и Александра VII (1655 – 1667) Бернини получал самые значимые церковные подряды в Риме, например, по украшению собора Святого Петра. Одноимённая площадь перед собором стала одним из самых успешных его архитектурных проектов.

Биография.

Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе в 1598 году, в семье известного скульптора, Пьетро Бернини. Он был шестым ребёнком из двенадцати. Отец начал обучать Джованни искусству скульптуры с самого раннего детства, его талант признал сам Папа Римский, когда мальчику было всего восемь лет. Юный художник уже в подростковом возрасте получил признание и крупные проекты по украшению церквей Рима.

Высоким покровителем Бернини был кардинал Сципионе Каффарелли-Боргезе, член Папской семьи. Под его попечительством Бернини создал свои первые мраморные композиции. В 1621 году, в возрасте 23-х лет, художник был посвящён в рыцари Папой Григорием XV. Уже первые скульптуры Джованни Бернини – «Плутон и Прозерпина» (1622), «Аполлон и Дафна (1625), «Давид» (1624) показали экспрессию, аллегоризм и символизм его персонажей, что полностью соответствовало стилю барокко в изобразительном искусстве того времени. На молодого скульптора сильное влияние оказало изучение античного греческого и римского искусства, а также живописи эпохи Высокого Возрождения.

Одним из великих достижений молодого скульптора было создание колоссального балдахина в базилике Святого Петра в Ватикане. Огромный алтарный бронзовый навес является необычайно эффектным и драматичным памятником эпохи Папы Римского Барберини Урбана VIII. «Фонтан Четырех Рек» работы Бернини и сейчас остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима.

Лоренцо Бернини вступил в брак относительно поздно, в сорокалетнем возрасте. Личная жизнь мастера не была спокойной, в молодости он из ревности чуть не убил брата и покалечил свою возлюбленную, но остался на свободе – заслуги Бернини перед европейским искусством сыграли спасительную роль. Его жена, Катерина Тезио, была младше супруга почти на два десятилетия, и подарила ему одиннадцать детей.

В 1665 году Бернини отправился в Париж, ко двору Людовика XIV, самого влиятельного, на тот момент, монарха в мире. Бюст Короля, выставленный сейчас в Версале, считается одной из лучших скульптур мастера и является венцом искусства барокко. После возвращения из Парижа, Бернини, по заказу Папы Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, где, в том числе, изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году, изображающую момент божественного видения, после которого Император одержал важную победу и прекратил гонения на христиан. Последней крупной работой мастера стала гробница Папы Александра VII в соборе Святого Петра.

Джованни Лоренцо Бернини был не только ведущим скульптором своего времени и талантливым архитектором, он также был художником и театральным деятелем – писал и ставил пьесы, играл в них, проектировал декорации и театральные машины.

Бернини умер в Риме в 1680 году. Был похоронен вместе с родителями в церкви Санта-Мария-Маджоре. Справа от Главного алтаря и кивория в плите пола находится семейный герб, а на нижней ступени надпись: «Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно».

Автор текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий