Святой Иаков Младший - Лука делла Роббиа
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Рельеф из глазурованной терракоты «Святой Иаков Младший (Иаков Алфеев)» был создан выдающимся итальянским мастером кватроченто, Лукой делла Роббиа, для украшения капеллы Пацци церкви Святого Креста во Флоренции.
Святой Иаков Младший (Алфеев), апостол от 70-ти, приходился Иисусу двоюродным братом – он был сыном Клеопы (Алфея) и Марии Клеоповой, сестры Божией Матери. Принял христианство и стал проповедовать после Вознесения Христа, был первым епископом Иерусалимским. Является автором новозаветного Послания Иакова и апокрифического Протоевангелия Иакова (тексты о Рождестве Богородицы и Введении во Храм из которого вошли в состав Священного Предания).
Апостол Иаков вёл праведный образ жизни, никогда не пил вина, не ел мяса и не стриг волос и бороды. По преданию, в 62 году был сброшен иудеями с крыши Храма и забит камнями. Во время казни он продолжал молиться за мучителей. Похоронили апостола Иакова Младшего возле Иерусалимского храма.
Святой Иаков Алфеев на круглом полихромном рельефе изображён благообразным мужем, восседающим на облаках. Взгляд святого печален и задумчив, черты лица исполнены благородства, над головой – позолоченный нимб. В правой руке он держит орудие своей казни – белильный кол, а ладонь левой положил на Книгу. Одежды апостола выполнены скульптором объёмно, с множеством складок, ступни, выглядывающие из-под епископского плаща, босы. На кобальтовом фоне рельефа фигура святого Иакова Младшего выглядит наполненной светом, сияющей, что усиливает общую одухотворённость сцены. Скульптура выполнена художником в деталях, с подчёркнутым изяществом, духовная красота здесь гармонично сочетается с телесной. Используя световые и пластические эффекты, Лука делла Роббиа мастерски наполняет композицию не только светлыми эмоциями добра и любви, но и отпечатком страданий за веру.
История создания
Достигнув значительного мастерства в создании произведений из мрамора, Лука делла Роббиа в 1440-х годах обращается к более пластичной, «быстрой» и предоставляющей широкий спектр выразительных скульптурных приёмов терракоте. Для придания глиняным изделиям долговечности, он ищет и находит прочное, не меняющее с годами своих свойств, покрытие на основе олова.
Глазурованная терракота даёт мастеру возможность декорировать множество тосканских соборов и церквей полихромной скульптурой потрясающей красоты, не теряющей своей яркости веками. Красочные рельефы украшают фасады и интерьеры храмов Флоренции, Пистойи, Урбино и других городов Италии. «Обратив же внимание на то, что глина обрабатывалась легко и без большого труда и не хватало только найти способ, при котором работы, из нее изготовленные, могли бы сохраняться продолжительное время, он начал размышлять, пока не нашел способ защитить их от повреждений временем, и, проведя много испытаний, он обнаружил, что если покрывать их сверху глазурью, составленной из олова, глины, антимония и других минералов и смесей, прокаленных на огне в особой печи, то действие будет отличнейшее и глиняные изделия сделаются чуть ли не вечными. За этот способ работы он, как изобретатель, удостоился величайшей славы, и все грядущие века будут ему за это обязаны», – писал итальянский историк искусства Джорджо Вазари.
Отношение автора к вере
О личной жизни Луки делла Роббиа известно немного, однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей долгой, плодотворной жизни мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику, работал во многих известных церквях Италии. Делла Роббиа явился создателем новой декоративной техники, что позволило ему придать своим работам на библейские сюжеты большую выразительность и, одновременно, сохранить их в целости на долгие годы.
За время своего творчества мастер создал множество скульптурных образов Иисуса, Богоматери, святых и пророков. В своих статуях и рельефных композициях делла Роббиа наделяет святых человеческими чертами, естественными и одухотворёнными. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные религиозные чувства художника.
Биография
Лука делла Роббиа – знаменитый флорентийский скульптор эпохи Высокого Возрождения, основатель художественной династии делла Роббиа, изобретатель техники полихромной глазурованной терракоты.
Мастер родился в июле 1399 года во Флоренции, в состоятельной семье торговца шерстяными тканями. О начальном периоде творчества Луки известно очень мало, предположительно, в юности он обучался в ювелирной мастерской. Первый задокументированный заказ для Луки делла Роббиа и первая крупная его работа – скульптурное оформление Кантории (хоровой галереи) во Флорентийском соборе (1431–1438) под руководством Филиппо Брунеллески.
В последующие годы делла Роббиа выполняет ряд крупных заказов – мраморные рельефы для колокольни кафедрального собора Флоренции (1437), скульптурное оформление скинии (1443), статуи бронзовых ангелов на хоровой галерее, бронзовые двери ризницы собора. Одной из самых значимых работ мастера, созданных им из мрамора, является надгробие Беноццо Федериги, епископа Фьезоле, в церкви Сан Панкрацио (1454–1456), которое в 1898 году было перенесено в церковь Санта Тринита во Флоренции.
В начале 1440-х годов мастер изобрел технику высокотемпературного покрытия терракоты составом на основе олова, что позволило ему украсить глазурованной скульптурой множество храмов во Флоренции и за её пределами. Мастер создал большие рельефы Воскресения (1445) и Вознесения Христа (1446) во Флорентийском соборе, декорировал люнеты капеллы Распятия в храме Сан-Миниато-аль-Монте и церкви Святого Доминика в Урбино, создал «Двенадцать Апостолов» капеллы Пацци (1443–1450) во Флоренции.
Полихромная глазурь сделала творения скульптора более прочными и выразительными. Самые известные работы Лука делла Роббиа в этой технике – «Рождество» (1460) и « Мадонна с младенцем» (1475). Скульптуры мастера были очень популярны в Италии времен Ренессанса, и многие из них отправлялись за пределы Флоренции. В 1446 году Лука купил большой дом с мастерской, которая оставалась семейной до 1520-х годов. Скульптор умер во Флоренции, в феврале 1482 года, унеся с собой многие секреты своей техники изготовления глазури. После его смерти мастерскую майолики возглавляли племянник мастера, Андреа делла Роббиа, и сын Андреа, Джованни.
Автор текста: Марина Румянцева.