Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморный горельеф, изображающий Святого Иакова Младшего был созданв последней четверти XV века Андреа Бреньо - знаменитым мастером эпохи Возрождения.
Апостол от 70-ти, Иаков Младший (Алфеев), приходился Иисусу двоюродным братом – он был сыном Марии Клеоповой, сестры Божией Матери и Клеопы (Алфея). После Вознесения Христа Иаков Младший начал проповедовать и впоследствии стал первым Иерусалимским епископом. Апостол Иаков вёл праведный образ жизни, не пил вина, не ел мяса и не стриг волос. В 62 году от Рождества Христова он был сброшен иудеями с крыши Иерусалимского храма и побит камнями. Во время своей казни святой Иаков молился за мучителей. Некий фарисей-суконщик убил апостола, ударив его по голове колом, используемым для перемешивания тканей при отбеливании. Тело святого Иакова Младшего погребли возле Иерусалимского храма.
Святой Иаков Алфеев изображён высоким рельефом, стоящим во весь рост на фоне алтарной ниши. Обеими руками он прижимает к груди Евангелие, а в правой ладони сжимает орудие своей казни – огромный суковатый белильный кол. Взгляд святого направлен вверх, уста приоткрыты – он читает молитву. Лик апостола, окружённый вьющимися локонами волос и бороды, чист и светел, на нём застыло выражение всепрощения. На праведнике – епископские одежды с ниспадающими тяжёлыми складками, подчёркивающими монументальность его образа, над головой – нимб.
Скульптуры Андреа Бреньо выполнены натуралистично, с тщательной проработкой всех деталей – это придаёт композициям динамичность и эмоциональную насыщенность. Игра света и тени на поверхности камня создаёт иллюзию движения и оживляет образ апостола, в котором мастером гениально передан и Высший промысел Господень, и его земное воплощение.
История создания
За годы своей насыщенной творческой жизни Андреа Бреньо, выполняя церковные и частные заказы, изваял из мрамора множество библейских образов. Его произведения отличаются безупречной техникой исполнения и одухотворённостью, каждая скульптура мастера прекрасна по-своему.
В последней четверти XV века мастер сделал целый ряд мраморных барельефов апостолов и пророков для оформления церковных алтарей. Среди них – скульптуры Андрея Первозванного, Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи, святого Иеронима, святого Иакова Старшего, святого Филиппа и других.
Скульптура Бреньо «Святой Иаков Младший», была создана во второй половине 1470-х годов. Сейчас она находится в экспозиции Музея искусств Нельсона-Аткинса в Канзас Сити, США.
Отношение автора к вере
Андреа Бреньо был ревностным христианином, в течение многих лет он выполнял заказы Папского престола. На протяжении своей долгой и плодотворной жизни, мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику во многих известных итальянских церквях.
Творчество Бреньо отличается ювелирным исполнением и большим художественным вкусом. В своих скульптурных композициях он наделяет библейских персонажей человеческими чертами, правдивыми и одухотворёнными. Его воплощение духовных сюжетов, несомненно, выражает истинные религиозные чувства художника.
Андреа Бреньо входил в аристократический круг литераторов-гуманистов из окружения Папы Сикста IV и Бартоломео Платины, первого библиотекаря апостольской библиотеки Ватикана. Бреньо также сыграл значительную роль в формировании классического стиля эпиграфики – надписей на надгробиях выдающихся итальянских деятелей.
Биография
Андреа ди Кристофоро Бреньо - итальянский скульптор и архитектор эпохи Раннего Возрождения, родился в 1418 году в Клаино-кон-Остено в Ломбардии. Его отец, Кристофоро Бреньо, а впоследствии, и братья Амброджо и Джироламо были скульпторами и архитекторами с собственной мастерской в Ферраре. В 1467 году братья Бреньо получили подряд на руководство строительством Дворца Дожей и других значимых зданий в Венеции.
По приглашению Папы Римского Павла II, в 1464 году Андреа Бреньо переехал из Венеции в Рим. В 1471 – 1484 годах он возглавил мастерскую, производившую скульптурные надгробия для деятелей папского престола. Его успех на этом поприще был огромен. Тогда же Бреньо увлёкся изучением античной скульптуры и сам стал одним из первых её коллекционеров.
Андреа Бреньо был открыт сотрудничеству с другими знаменитыми итальянцами, часто работал вместе с известным флорентийцем, живущим в Риме, Мино да Фьезоле. Последний шедевр Андреа Бреньо – алтарь Пикколомини в Дуомо Сиены. Мастер работал над ним несколько лет, но не успел закончить. Четыре статуи святых для алтаря – Петра, Павла, Пия и Грегорио выполнил Микеланджело Буонарроти (1503 – 1504). Андреа Бреньо умер в Риме в 1506 году. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва установлен мраморный бюст мастера с эпитафией.
Автор текста: Марина Румянцева.