Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Скульптура, изображающая Святого Апостола Иакова Алфеева, к сожалению, оказалась самой непропорциональной и самой слабой из всех скульптур на крыше собора Святого Петра. И хоть искажение пропорций и было вызвано тем, что статую должно быть видно с земли, тем не менее, даже в таком ракурсе заметны излишне крупные руки, а голова, наоборот, сделана небольшой, так же как и ноги, кажущиеся слишком короткими. Святой Апостол Иаков изображен как человек «без возраста», его лицо не имеет характерных морщин или черт молодости, более того, черты лица невыразительны, но сильно выделяются глаза – как будто автор брал за основу какую-то из статуй времен Святого Равноапостольного Царя Константина Великого.
Святой Иаков одет в длинную тунику, подчеркивающую его торс, а плащ, спадающий с плеч, скорее служит фоном скульптуре. В правой руке Святой Апостол держит жезл, а левой прижимает к телу малозаметную книгу.
История создания.
Скульптура стоит на крыше западного фасада собора Святого Петра в Риме. Само здание было возведено в 1506-1564 годах рядом архитекторов, среди которых были Рафаэль и Микеланджело. Западная часть собора и фасад, выходящий на площадь, были возведены в начале XVII века. Это было решение папы Павла V. Он поручил архитектору Карлу Мадена достроить здание до формы латинского креста. После возведения, фасад был украшен фигурами: на его крыше в центре была вознесена статуя Господа и Спасителя Иисуса Христа, а вокруг него – Святой Пророк и Предтеча Иоанн Креститель и 11 апостолов (Иуда Фаддей, Матвей, Филипп, Фома, Иаков Заведеев, Андрей, Иоанн Богослов, Иаков Алфеев, Варфоломей, Симон, Матфий). Статуи Святого Апостола Петра на крыше нет – она вместе с изваянием Святого Апостола Павла находится у входа в собор.
Отношение автора к вере.
Кристофоро Стати был католиком. Судя по его работам, таким как статуя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа на крыше собора Святого Петра и статуя Самсона, разрывающего пасть льва, мастер очень тонко чувствовал духовную мощь персонажей своих работ, с уверенностью воплощая ее в камне.
В то же время его интересы, как духовные, так и материальные, не препятствовали работе с образами из языческой мифологии, что было характерно для XVII века, когда увлечение образованных людей эпохой Античности переживало новый расцвет.
Биография.
Кристофоро Стати иногда называли Кристофано да Браччано, потому что он родился в Браччано в 1556 году.
Он обучался во Флоренции у Бартоломео Амманати и Джамболонья. Оба этих мастера принадлежали к стилю маньеризма, и под их руководством Стати научился не только качественно работать с камнем, но и выработал определенную элегантность стиля. Стати был мало известен как скульптор. Также он занимался реставрацией мраморных статуй, найденных при археологических раскопках, что в это время было занятием, приносящим хороший доход. Стати хорошо знал античную культуру и в своем собственном творчестве хотел воссоздать стиль, который считал образцом совершенства: классицизм эпохи императора Адриана.
Самая ранняя из сохранившихся работ Стати сделана еще во Флоренции в период между 1604 и 1607 годами. Это фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва», созданный как парный к фонтану Джамболонья «Самсон и филистимлянин». Ныне обе работы хранятся в садах дворца Аранхуэс в Испании.
С 1608 по 1615 год Стати работал над скульптурным украшением капеллы Паолини в базилике Санта-Мария-Маджоре, совместно с другими скульпторами (Силла да Вигги, Амброджо Буонвичино, Вальсольдо, Николо Кордьери, Ипполито Бузио, Камилло Мариани, Пьетро Бернини, Стефано Мадерно и Франческо Моти). Капелла была создана по приказу папы Павла V, как место будущего захоронения.
Также резцу Стати принадлежат несколько статуй на античные сюжеты – Орфей, Клеопатра, Адонис и Венера.
Среди всех мастеров, работавших над фигурами, размещенными на крыше собора Святого Петра, Кристофоро Стати был самым старшим – к моменту начала работ ему уже исполнилось 55 лет. Также он был самым опытным, поэтому именно ему и было поручено создать центральную скульптуру всей композиции – пятиметровую статую Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Умер мастер в Риме в 1619 году.
Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.