Святое Семейство с Иоанном Крестителем (Тондо Дони) - Микеланджело Буонарроти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Святое Семейство с Иоанном Крестителем (Тондо Дони)
Святое Семейство с Иоанном Крестителем (Тондо Дони)
Автор: Микеланджело Буонарроти
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция
Произведение: Святое Семейство с Иоанном Крестителем (Тондо Дони)
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянский Ренессанс XVI в., Высокое Возрождение
Дата создания: 1503 - 1505 гг
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Тондо Дони – единственное завершенное и дошедшее до нас живописное произведение Микеланджело. Святое Семейство – один из популярнейших сюжетов в западноевропейской живописи, изображающий Мадонну, Младенца и Иосифа Обручника. Зачастую эта сцена носила у художников сугубо бытовой характер, но иногда, как в случае с Тондо Дони, была глубоко символична. Фигура Мадонны здесь самая выдающаяся, она - центр всей композиции. Богоматерь сидит прямо на земле в позе, характерной для иконографии Смирения (Madonna dell Umilta) и символизируя, таким образом, близость к людям и покорность воле Господа. Чуть выше нее изображен св. Иосиф. Он как бы защищает Марию, потому что Дева располагается между его коленями, как между подлокотниками некого трона. Иосиф передаёт Мадонне Младенца Христа, а Она, развернувшись в сложном спиральном движении, принимает Его к себе на плечо. Св. Иосиф в подобной роли – это совершенно новый мотив, редкий для флорентийского искусства XV в. Культ поклонения св. Иосифу развернулся в это время при французском дворе. Возможно, Тондо Дони отражает именно это влияние.

Св. Иоанн Креститель, небесный покровитель Флоренции, довольно часто включался в композиции Святого Семейства. Здесь его детская фигурка изображена на средней линии круга, поднимаясь над невысоким каменным парапетом, который отделяет священных персонажей на первом плане от нагих юношеских фигур на втором. Существует множество противоречивых интерпретаций присутствия в картине этих обнаженных – ignudi: одни называют их ангелами, другие – античными эфебами, символизирующими старый языческий мир. При таком подходе вся композиция обретает стройную концепцию: образ Предтечи как символ Крещения отделяет ветхозаветную древность от Нового Завета и христианства. Также Тондо Дони ассоциируется с Мадонной Медичи, исполненной Л. Синьорелли около 1490 г. Микеланджело мог видеть её в палаццо Медичи и интегрировать идею ignudi в своё произведение.

Восхищает мастерство Микеланджело-рисовальщика: фигуры отличает жесткость контура и яркая холодность цвета, данного в локальном первозданном виде. Эта едкая хроматическая гамма – предвестие наступающего маньеризма. Сущность картины – в наивысшем впечатлении пластичности. Рисунок и лепка светотенью отточены так, «…как если бы тела были отлиты из металла». Это нарисованная скульптура. Её мощные, атлетические формы привносят дух классической античности в христианский контекст традиционной библейской сцены.

История создания

Об этой работе Микеланджело очень живо сообщает Дж. Вазари в своих «Жизнеописаниях». Он вспоминает, что богатый флорентийский банкир Аньоло Дони заказал мастеру картину по случаю празднования годовщины своей свадьбы с девушкой из могущественной тосканской фамилии – Маддалена Строцци или, возможно, в ознаменование крещения их новорожденной дочери – Марии. Форма тондо в ренессансной Италии ассоциировалась именно с семейными ценностями, и произведения в круглых рамах предназначались для украшения частных покоев. Картина и сейчас находится в оригинальной раме, спроектированной, возможно, самим Микеланджело. Искусно вырезанный рельеф включает в себя пять голов, выступающих в трёхмерное пространство. Как и обнажённые на заднем фоне, эти головы являются предметом активных интерпретаций. В орнамент входят также изображения полумесяцев, звезд, растений и львиных морд. Они могут быть атрибутами, взятыми с фамильных гербов Дони и Строцци.

Микеланджело, обожествляющий скульптуру и почти презирающий живопись, всё-таки взялся за эту картину. Одно из возможных объяснений – это его борьба с Леонардо да Винчи, внутренняя и внешняя. Картон Леонардо «Святая Анна с Марией и Младенцем Христом», выполненный к 1500 г., произвел сильнейшее впечатление на флорентинцев. Скрытое соревнование с художником, вероятно, побудило скульптора принять этот вызов. Результат, однако, не вполне оправдал его ожидания. Заказчика картина тоже не удовлетворила, и он даже пытался понизить цену – сорок дукатов взамен семидесяти, что привело Микеланджело в неописуемую ярость, и он заявил, что отдаст её уже только за сто сорок дукатов. По свидетельствам очевидцев в 1591 г. тондо всё ещё находилось в доме Доньи на виа Сан-Никколо, но в 1677 г. уже являлось украшением коллекции Галереи Уффици.

Отношение автора к вере

Микеланджело отличался недоверчивостью и подозрительностью, был вспыльчив и несдержан в речах. Отваживаясь перечить самому папе Юлию II, с родственниками и близкими друзьями художник был неизменно нежен, щедр и внимателен. Он жил скромно и строго, но не столько ради умерщвления плоти, сколько потому, что был целиком поглощен работой. Вера играла главную роль в его жизни, хотя он был обычным грешным человеком. Во всём, что не было связано с художественным творчеством, Микеланджело представлял собой лишь бедное тело, истерзанное желанием, и бедную душу, гонимую тоской, одиночеством и болью. В каждом из его сонетов можно найти изъявление страсти. Как написал Т. Манн: «Его титаническая гнетущая чувственность вечно порывается к чистоте, к духовности, к Богу и неизменно оборачивается трансцендентной тоской».

Непрерывная драма его жизни находила выражение в грозной и неизбывной трагичности его творений. Самый правдивый автопортрет Микеланджело – портрет человека с содранной кожей. Эту беспощадную и жестокую исповедь мастер представил во фреске «Страшный суд». Всю свою жизнь он оставался преданным католиком. Даже в тот момент, когда религиозно-философский кружок его близкого друга маркизы Виттории Колонны, называвший себя spirituali и вошедший в историю как «итальянские реформаторы», был обвинен в ереси, а она сама сослана по подозрению в близости к итальянским протестантам. Микеланджело продолжал считать, что Божью благодать нельзя купить никакими добрыми делами и пожертвованиями, никакой обрядностью и внешним благочестием. Спасение человеку способна принести только искренняя вера, идущая из глубины души. К концу жизни его религиозные чувства еще более обострились, выражением этого стало обращение к теме Страстей Христовых. Его творения – это путь во внутреннюю тьму, где человек надеется найти свет. «Я живу в любви и истинном свете Христа», - писал мастер о себе самом.

Биография

Микеланджело родился в 1475 г. неподалеку от Флоренции, в маленьком городке Капрезе, где его отец – глава аристократического, но обедневшего рода – выполнял обязанности подесты́ (мэра). Мальчик был отдан кормилице, в семью каменотесов из деревни Сеттиньяно, где он постиг красоту души камня раньше, чем научился читать. В 1488 г. юный Микеле обучался в мастерской Д. Гирландайо, постигая основы фресковой живописи, а с 1489 г. занимался скульптурой у Бертольдо ди Джованни в Садах Медичи, под покровительством самого Лоренцо II Великолепного; но главной его школой стало копирование произведений Джотто и Мазаччо.

В 1494 - 1495 гг. молодой гений, посетил Венецию и Болонью, где работал над скульптурами для различных церквей, а в 1496 - 1501 гг., живя в Риме, создал свои первые шедевры – «Вакха» и «Пьету». Вернувшись во Флоренцию, в 1501 - 1504 гг. Микеланджело высекает огромную мраморную статую Давида, и с этих пор «Гигант» стал бессмертным символом его родного города, наградив своего создателя славой величайшего скульптора. С 1505 г. начинается плодотворный период сотрудничества с римским папой Юлием II: работа над скульптурами для гробницы понтифика продолжалась с перерывами сорок лет; а в росписи плафона Сикстинской капеллы, сделанной практически в одиночку, художник показал себя небывалым по мощи и драматизму мастером фрески. В 1519 - 1534 гг. художник занимался скульптурным и архитектурным комплексом гробницы Медичи и библиотеки Лауренциана во Флоренции, попутно проявив себя в качестве военного инженера во время осады родного города в 1529 г.

В 1535 г. папа Павел III назначает Микеланджело главным скульптором, архитектором и живописцем Ватикана; к 1541 г. художник завершает свою вторую гениальную фреску «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы и работает над росписями папской капеллы Паолина. С 1546 г. мастер отдавал почти всё своё время архитектуре, занимаясь проектированием и реконструкцией ансамбля площади Капитолия и собора св. Петра в Риме, отказавшись от оплаты за храм во славу Господа; ваянию он посвящал теперь только ночные часы, создав несколько шедевров, в том числе «Пьету Ронданини». Вся жизнь его без остатка была отдана работе, он жалел времени даже на еду и сон; единственной его семьёй оставалась семья отца – братья и племянники. Помимо художественного наследия, Микеланджело оставил огромное количество сонетов, многие из которых написаны для его римских друзей – Т. Кавальери и В. Колонна, составлявших любовь и страсть его души. В 1563 г. во Флоренции мастером была основана академия рисунка. Он также явился первым представителем западноевропейского искусства, чья биография напечатана еще при жизни. Умер гениальный скульптор в 1564 г., его тело было тайно вывезено из Рима во Флоренцию и похоронено в церкви Санта-Кроче.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий