«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» - Леонардо Да Винчи
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
В работе «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Эта иконография сформировалась в позднее средневековье с ростом популярности святой Анны, и особенно была распространена в XV веке в Италии и Германии.
В канонических Евангелиях святая Анна не упоминается, однако о ней рассказывается в самом древнем апокрифическом источнике — Первоевангелие (ок. 130), автором которого считается апостол Иаков. Оно является своего рода предисловием к каноническим текстам и содержит в том числе историю Марии и её благочестивых родителей Иоакима и Анны, которые нередко присутствуют на картинах, представляющих Святое семейство. В данной работе Леонардо мы видим вариацию на такой сюжет, при котором и Мария, и ее мать Анна с умилением и любовью смотрят на маленького Иисуса, словно размышляя о тайне Богомладенца. Очевидно, что идиллический гористый пейзаж, служащий фоном трогательной сцены, отсылает нас к сюжету бегства в Египет, описанному в Евангелии от Матфея. (Мф.2:13-15). Дева Мария, несущая Младенца в «пустыню», в «укрытие», становится образом души, ищущей спасения и внутреннего покоя вдали от угроз мира. Поэтически этот образ святых Марии и Анны перекликается со словами псалмопевца, который, разочаровавшись в двойственности человека и мира, вопрошает: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури». (Пс.54: 7-9).
Мы видим, как Мария сидит на коленях своей матери Анны и пытается удержать на руках своего Сына - младенца Иисуса. Композиция, в которой отображено символическое двуединство Богородицы, призвана продемонстрировать все то простое и прекрасное, что Мария по наследству получила от своей матери - скромность, смирение, почитание и бесконечную любовь к своему ребенку. Обе женщины преисполнены величайшего радостного удовлетворения от созерцания Богомладенца. При этом Иисус трогательно прижимает к себе агнца, символизирующего то, что Христу предстоит стать человеческим пастырем. Святая Анна едва сдерживает свое ликование при виде этой сцены, понимая, что ее внук пришел в этот мир ради спасения людей. Вся картина наполнена красотой, нежностью и любовью, что подчеркивает удивительно переданная воздушность атмосферы и тонкое золотистое свечение тел героев.
История создания.
Как и многие другие работы Леонардо да Винчи, эта работа осталась незаконченной. Историк искусства Джорджо Вазари, живший в XVI веке, в своих трудах сообщает, что данную картину художнику изначально заказали монахи-сервиты. Доска «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» должна была стать верхним запрестольным образом церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Для написания этой работы монахи пригласили да Винчи в свою обитель и обеспечили всем необходимым. Художник долго не показывал им эскиз, а когда, наконец, монахи его увидели, то пришли в изумление. Более того, даже не законченная картина оказывала такое впечатление на искушенных в изобразительном искусстве флорентийцев, что они испытывали ощущение праздника. Но все-таки данное произведение так и не украсило церковь Сантиссима-Аннунциата, поскольку осталось незавершенным.
В XVII веке эта картина оказалась во дворце кардинала Римско-католической церкви, Ришелье. Вероятно, он купил работу у потомка одного из учеников да Винчи - Франческо Мельци, который официально унаследовал почти все имущество гениального мастера.
В художественное собрание французских королей произведение попало во время войны за мантуанское наследство. Людовик XIV перевез картину в Версаль, а в 1901 году «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» вошла в экспозицию Лувра.
Отношение автора к вере.
Зачастую эпоху Ренессанса ошибочно считают временем отхода от духовных начал. Справедливо будет заметить, что в это время меняется лишь отношение к месту человека во Вселенной. Присущий эпохе Ренессанса антропоцентризм существовал в божественной системе координат. Человек, созданный по образу и подобию Бога, наделялся колоссальной ответственностью: он должен был с достоинством и добродетелью нести свое имя. Восхищение Творцом проявлялось в Леонардо в постижении всего разнообразия природы. Он оставил множество дневников и неоконченных трактатов, посвященных богатству и искусности зримого божественного мира. Он наблюдал и перечислял множество видов животных и растений, природных явлений, поведение воды в морях, реках, озерах, ручьях и источниках. Он отмечал тончайший художественный вкус, с которым создана природа, описывая всевозможные оттенки времени дня и года, нюансы зелени при разных погодных условиях. Возможно, трактаты не были закончены из-за невозможности объять божественный замысел. Живопись была также для Леонардо наукой. Наукой познания созданного Творцом мира.
Биография.
Леонардо да Винчи – итальянский живописец, скульптор, естествоиспытатель, исследователь, один из крупнейших представителей эпохи Высокого Возрождения. Леонардо воплотил в себе идеал ренессансного гуманизма, стал синонимом «универсального гения». Его интересы включали изобразительное искусство, архитектуру, математику, астрономию, ботанику, анатомию, геологию, военную инженерию, музыку.
Леонардо родился в 1452 году в небольшом итальянском городке Винчи недалеко от Флоренции. Он был внебрачным сыном состоятельного нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки по имени Катерина. В 1466 году, в возрасте 14 лет, Леонардо поступил подмастерьем в одну из лучших флорентийских мастерских скульптора и живописца Андреа Верроккьо, среди учеников которого также были Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо и Лоренци ди Креди. Леонардо познакомился с гуманитарными и естественными науками, обучился рисованию и живописи, а также приобрел навыки работы с металлом, гипсом и кожей. В 1472 году, в возрасте 20 лет, Леонардо вступил в Гильдию Святого Луки и смог самостоятельно исполнять заказы.
С 1482 по 1499 год он работал в Милане при дворе герцога Людовико Сфорца, где был задействован во множестве проектов, включая создание внушительных размеров бронзовой конной статуи кондотьера Франческо Сфорца (была осуществлена только его гипсовая модель) и разработку театрализованных представлений. Здесь он также исполнил «Мадонну в скалах» для капеллы Непорочного Зачатия в церкви Сан Франческо Гранде и «Тайную вечерю» в церкви Санта-Марияделле-Грацие.
В 1499 году, с началом Второй итальянской войны, Леонардо покинул Милан и ненадолго перебрался в Венецию, где служил военным архитектором и инженером. В 1500 году он, вероятно, вернулся во Флоренцию, где получил заказ от монашеского ордена сервитов на запрестольный образ для церкви Сантиссима Аннунциата. Согласно биографу Джорджо Вазари, «монахи взяли его к себе в обитель, обеспечив содержанием и его, и всех его домашних, и он тянул долгое время, так ни к чему и не приступая. В конце концов он сделал картон с изображением Богоматери, святой Анны и Христа, который не только привел в изумление всех художников, но когда он был окончен и стоял в его комнате, то в течение двух дней напролет мужчины и женщины, молодежь и старики приходили, как ходят на торжественные праздники, посмотреть на чудеса, сотворенные Леонардо и ошеломлявшие весь этот народ».
В последующие годы Леонардо состоял на службе военным инженером у Чезаре Борджиа, сына папы Александра VI. Вернувшись во Флоренцию, он работал над ныне утраченной фреской «Битва при Ангиари» (впоследствии Питер Пауль Рубенс выполнил копию ее подготовительного картона) и вновь посетил Милан.
С 1513 по 1516 годы Леонардо обосновался в ватиканском Бельведере при папе Льве X, где в то время работали Рафаэль и Микеланджело. 19 декабря 1515 года да Винчи присутствовал при встрече французского короля Франциска I с папой Львом Х. В 1516 Леонардо принял приглашение Франциска и поселился в замке Кло-Люсе неподалеку от королевского замка Амбуаз. Во Францию он забрал с собой самое известное ныне его творение – портрет «Моны Лизы».
Леонардо да Винчи ушел из жизни 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет. По свидетельству скульптора Бенвенуто Челлини, король Франциск сказал о да Винчи: «Никогда прежде мир не рождал человека, который знал бы столько, сколько знает Леонардо. И не только о живописи, скульптуре и архитектуре… Он был прежде всего великим философом».
Автор текста: Светлана Королева.