«Stabat Mater» - Вивальди Антонио
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
«StabatMater» (Стояла Мать) – духовное произведение А.Вивальди для солиста, скрипичного ансамбля и баса континуо. Тема сочинения – плач Богородицы у Креста. Композитор использовал традиционный текст на латинском языке, разделив его на девять частей:
Stabat mater dolorosa
Cujus animam gementem
O quam tristis et afflicta
Quis est homo
Quis non posset contristari
Pro peccattis suae gentis
Eia mater, fons amoris
Fac ut ardeat cor meum
Amen
Скорбный характер произведения, общий для всех «Stabat Mater», у Вивальди сочетается с разнообразием чувств, выраженных в каждой из девяти частей. Композитор использует яркие контрасты и отчетливые штрихи в партии солиста, смягчая и объединяя изящными «фразами» скрипичного ансамбля.
История создания.
Произведение «Stabat Mater» А.Вивальди представил в 1727 году. Это объемное сочинение зрелого мастера сегодня, как и тогда отличается от работ других композиторов какой-то «неотмирностью», композитор будто приоткрывает перед слушателем незримый мир вечности. Скорбь Матери Божией открывается в прекрасной музыке Вивальди настолько отчетливо, словно каждый слушающий находится у Креста и видит все происходящее на Голгофе.
Отношение автора к вере.
Антонио Вивальди родился в традиционной католической семье в Италии. Отец мальчика играл на скрипке и был постоянным участником богослужений в местном соборе, что самым естественным образом повлияло на выбор жизненного пути сына – Антонио принимает священный сан в возрасте двадцати пяти лет в 1703 году. По причине слабого здоровья через некоторое время ему было позволено не служить мессы, но по воспоминаниям Эрнста Людвига Гербера "четки никогда не покидали его руки, кроме тех случаев, когда он брался за перо, чтобы написать оперу". Композитор написал множество прекрасных духовных произведений, возвысив жанр церковной музыки и открыв ее широкому кругу слушателей
Также много сил А. Вивальди вложил в музыкальные занятия с детьми-сиротами венецианского приюта милосердия. Вся жизнь композитора была наполнена служением Богу через музыку.
Биография.
Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отцом был потомственный цирюльник и музыкант Джованни Баттиста Вивальди. В итальянских цирюльнях было принято держать музыкальные инструменты для развлечения публики, поэтому отец будущего композитора владел мастерством игры на скрипке. Впоследствии любовь к музыке вытеснила из жизни Джованни основную профессию, и он стал основателем музыкального общества города «Sovvegno dei musicisti di Santa Cecilia», а также членом церковного оркестра. Антонио учился игре на скрипке у своего отца, с которым впоследствии гастролировал по венецианской республике, а также у директора музыкального общества композитора Джованни Легренци. Свою первую литургическую работу юный композитор пишет в тринадцать лет, в 1691 году.
В возрасте двадцати пяти лет, в 1703 году Антонио принимает священный сан, но развившееся «стеснение в груди» (предположительно астма) не позволяют ему служить мессы. В этом же году его назначают музыкальным руководителем венецианского сиротского приюта «Pio Ospedale della Pietà», который ставит своей целью за счет средств республики дать детям хорошее музыкальное образование. Композитор в это время пишет множество выдающихся сочинений, которые прославили его и его воспитанниц далеко за пределами республики.
Антонио Вивальди увлекает жанр оперы, который был очень популярен в Италии. В настоящее время известно более шестидесяти произведений, но его личное признание в письме говорит о девяносто четырех операх. Гениальный композитор стал новатором в жанре большого скрипичного концерта, а также большого духовного концерта на традиционные латинские тексты.
Не всегда жизнь композитора складывалась гладко, но она была полна реализованных творческих планов. Наградой за многолетние труды композитору явилась встреча с императором Карлом VI в Триесте в 1728 году – монарх наградил композитора рыцарским титулом, золотой медалью и приглашением в Вену, а их разговор длился дольше чем совещание с любым из министров. Вивальди обрадовался этому приглашению, распродал свои нотные рукописи, чтобы выручить средства на переезд и отправился на новое место жительства, подразумевающее место придворного композитора. К сожалению, внезапная смерть Карла VI лишила Вивальди всякой надежды на достойную жизнь в Вене. Он предпринял кратковременную поездку в Дрезден для поисков работы и вернулся оттуда совершенно больным. Умер композитор в ночь с 27 на 28 июля 1741 года «от внутренней инфекции» и был похоронен в простой могиле на кладбище, принадлежащему больничному фонду. До начала XX века произведения выдающегося композитора не были популярны и многие из них считались утраченными, но в настоящее время интерес к творчеству Вивальди восстановил справедливость – сочинения, новаторские для своего времени, те на которых учился И.С.Бах, обретены( в 1926 году в одном из монастырей Пьемонта) и составляют значительную часть мировой музыкальной сокровищницы.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Stabat Mater dolorósa
juxta Crucem lacrimósa,
dum pendébat Fílius.
Мать скорбящая стояла
У Креста,
Стояла плачущая Мать,
Рядом с сыном до последнего.
Inflammatus et accensus
Per te, Virgo, sim defensus
In die judicii.
Fac me cruce custodiri,
Morte Christi praemuniri,
Confoveri gratia.
Quando corpus morietur,
Fac ut animae donetur
Paradisi gloria,
Amen.
Из огня и пламени
Тобою, Дева, буду я спасен
в день судный.
Оставь мне крест,
Распятого Христа сохрани
для непреходящего благодарения.
Когда тело мое умрет,
сделай так, чтобы душа пребывала
со славою в раю,
Аминь.