yandex

Среди учителей - Поленов Василий Дмитриевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Среди учителей
Среди учителей
Автор: Поленов Василий Дмитриевич
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва
Произведение: Среди учителей
Эпоха/течение: Русский реализм
Дата создания: 1896
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Основой для картины Поленова «Среди учителей» послужил эпизод Евангелия от Луки. Когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, родители взяли его в Иерусалим на Пасху. Возвращаясь с праздника обратно в Назарет, родители не нашли рядом с собой мальчика и подумали, что он идёт с другими родственниками. Но, пройдя дневной путь, они так и не нашли его среди путников, поэтому вернулись обратно в Иерусалим: «через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк.2:46-47).

Для создания полотна художник подробно изучал еврейские обычаи и традиции. Учителя и Иисус сидят на полу храма, на ковре. Иисус находится в середине, перед учителями, так как именно он является центром внимания всех окружающих. Иисус — единственный ребёнок в храме. Он одет в белые одежды. На заднем плане картины видна ещё одна группа людей, общающихся между собой. Изображения и описания второго иерусалимского храма современниками достаточно условны, поэтому художник мог дать простор своему воображению. Детально изображены архитектурные элементы: колоннада, внутренний дворик, лестница. При входе в храм изображена женщина, охваченная радостью. Это Мария - мать Иисуса.

На полотне Поленова превосходно переданы выражения лиц иудейских мудрецов. На этих лицах написано изумление, затаенный страх, глубокая задумчивость; в глазах же Христа светится откровение истинного учения, призванного спасти человеческие души. Очевидно, что еще отроком Спаситель в полной мере знал волю Отца Небесного, потому поставил ее выше кровных уз, ответив встревоженным родителям, нашедшим Его после долгих поисков во храме: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что мне должно быть в доме, принадлежащем Отцу Моему?». (Лк.2:49).

История создания.

Картина «Среди учителей» создана художником в 1896 году, но работать над ней Поленов начал годом ранее, находясь в Риме. Это была первая, по выражению самого художника, «тематическая» картина цикла из жизни Христа, который Поленов создавал на протяжении тринадцати лет. Вот что пишет сам художник о задаче, которую поставил перед собой в этом цикле: «В евангельских сказаниях Христос есть настоящий, живой человек, или Сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности».

Поленову было важно сделать максимально достоверной атмосферу своей картины. Именно поэтому он использовал натурщиков из еврейского квартала в Риме (гетто). С его точки зрения, евреи гетто сумели сохранить традиции и национальный типаж, благодаря своей изолированности от окружающего их христианского мира. В пояснительной рукописи к картине «Среди учителей», художник подробно характеризует каждого персонажа. Художник называет их реальные имена: Шимон Бар Иохай, говоривший, что «нет ничего выше молчания», раввин Гиллел (самый авторитетный в это время богослов среди фарисеев, Никодим (будущий ученик Христа). Один из самых важных персонажей для Поленова — сидящий напротив Христа фарисей. Его удивили и заставили задуматься слова Иисуса, в его сознании происходит нравственный переворот. Как писал Поленов: «он не будет ничьим последователем, но создаст свою мысль, свою этику, он будет одним из сотрудников Христа в деле нравственного совершенствования человечества, он будет одним из великих мыслителей, двигавших его нравственный рост. Таковыми были великие евреи — Гамалиил, Спиноза, Лассаль».

Вот что сам художник писал о своей картине: «Мы здесь присутствуем при одном из сильнейших и захватывающих моментов жизни Христа, это момент, когда всё то, что ещё туманно грезилось ему, тут под впечатлением всего слышанного впервые, может быть, сознательно оформилось. С этого момента начинается, вероятно, сознательная работа его мысли и сердца, работа, приведшая его в 33 года к открытой проповеди. Люди, окружающие его тут, разнообразны по типу; они как бы олицетворяют собой последующую жизнь всего христианства, все те элементы, с которыми ему пришлось и приходится сталкиваться».

Отношение автора к вере.

Василий Поленов - человек, который стремился понять религию, как таковую, не только душой, но и разумом. В своих дневниках он пишет: «Я с давних времен интересуюсь историей религии, посетил все страны, где она зарождалась: Египет, Грецию, Палестину, и пришел к выводу, что религия — это тот же творческий акт человека». В той же переписке он рассуждает о том, чем человек отличается от животного: прежде всего тем, что человеку дан дар творить. Очевидно, что в своей жизни живописец прошел долгий путь поиска и сомнений, однако признает, что творчество - это дар, который дан человеку свыше. Чувствуя душой божественность этого дара, Поленов стремился нести в своем творчестве глубокую истину - он создал грандиозный евангельский цикл живописных полотен. Художник изображал евангельские события деликатно и ненавязчиво, и это позволяло даже неподготовленному человеку понять, о чем и о Ком они. Один из друзей Поленова так сказал о нем в переписке: «Вы тем не менее — евангельский сын, который сказал: «не пойду», а сам пошел. Ибо Ваша миссия в веках Вам не понятна, но Вы служите по слову Того, Который сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мк.13:31).

Биография.

Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Петербурге, в высокообразованной дворянской семье. Родители стремились воспитать в своих детях трудолюбие, всячески поощряя увлечение науками и искусством. Двое из пятерых детей стали художниками. В 1860-е годы Василий Дмитриевич занимался сразу в двух учебных заведениях Петербурга — Университете и Академии художеств. Весной 1871 года он окончил Университет со званием кандидата прав.

Осенью 1871 года В.Д.Поленов получил в Академии художеств большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» и право поездки по Европе в течение 6 лет на средства Академии. За годы путешествия, Поленов испробовал все жанры живописи, много работал на пленэре, свидетельством чему являются многочисленные этюды, отличающиеся новизной выбранных мотивов, решением сложнейших пленэрных задач.

В середине 1870-х годов художник представил на выставках ряд работ: «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Серый день». Все они отличались тонким музыкальным лиризмом и изящной техникой. Поленов явился родоначальником новой русской живописи, дав жизнь лирическому пейзажу.

Продолжительное время художник работал над большим циклом картин из жизни Христа. Написано было более пятидесяти картин на евангельские сюжеты. Стремясь добиться исторической достоверности в написании работ, Василий Дмитриевич совершает путешествие по странам Востока.

1880–е годы стали годами расцвета художественной и педагогической деятельности В.Д.Поленова. Двенадцать лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где воспитал целое поколение первоклассных русских живописцев, в т.ч. И.Левитана, К.Коровина, И. Остроухова, А.Архипова, С.Иванова.

Заметное место в жизни художника занимала музыка. Не имея специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера. Со свойственной ему энергией, художник занимался проблемами народного образования. Василий Дмитриевич построил две школы в окрестных деревнях. Последние его работы были тоже посвящены детям: в 1920–е годы он создал диораму — кругосветное путешествие в картинках. Волшебные световые картины стали праздником для крестьянских ребятишек.

Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года, в возрасте 83 лет. В 1926 году, одному из первых, ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий