«Спор Иисуса с учителями» - Гиберти Лоренцо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Спор Иисуса с учителями»
«Спор Иисуса с учителями»
Автор: Гиберти Лоренцо
Местонахождение: Баптистерий Иоанна Крестителя, Соборная площадь, Флоренция, Италия
Произведение: Эпизод «Спор Иисуса с учителями» («Северные врата»)
Жанр: Скульптура
Год создания: 1403 – 1424 гг.
Эпоха: Раннее Возрождение, Кватроченто

Описание произведения.

Северные ворота баптистерия Иоанна Крестителя возле флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре – первое, но сразу ставшее знаменитым, монументальное произведение Лоренцо Гиберти, выдающегося скульптора эпохи Раннего Возрождения. Содержащие рельефные сцены и образы из Нового Завета, выходящие за рамки формального соблюдения правил религиозного искусства средних веков, Врата поражают своим ювелирным исполнением и великолепием. Они состоят из двадцати восьми квадратных бронзовых панелей, скульптурные композиции в которых окружены квадрифолиями – готическими декоративными элементами.

На правой створке ворот, в пятом ряду справа находится рельеф «Спор Иисуса с учителями», на котором изображена Библейская сцена беседы юного Мессии с книжниками в Иерусалимском храме. Каждый год Мария и Иосиф ходили на праздник Пасхи в Иерусалим. Однажды они взяли с собой двенадцатилетнего Иисуса… и потеряли там. После трёхдневных поисков Сын Божий нашёлся в храме, где восседал среди учителей закона и беседовал с ними, вызывая удивление и восхищение своей рассудительностью.

В центре рельефа «Спор Иисуса с учителями», на фоне храмовой архитектуры, изображён Христос в образе кудрявого мальчика в длинном одеянии, восседающего на возвышении, у Его ног в различных позах расположились учёные старцы. На их лицах скульптор отразил целую гамму эмоций – удивление, недоверие, задумчивость.

В правой части пластины изображены родители Христа, Мария и Иосиф, только что вошедшие в храм и нашедшие там сына, на равных беседующего и даже спорящего с учителями закона. Голова Иосифа опущена, на лице Богоматери недоумение: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Иисус, повернувшись к Матери, отвечает: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?».

Все фигуры Новозаветной сцены гармонично объединены в композицию, насыщенную динамически и эмоционально. В её образах мастер передал и Высший промысел Господень, и его земное воплощение. Характерной особенностью творчества Гиберти является внимательное отношение к мельчайшим деталям композиции. Кроме тщательной проработки образов Библейских персонажей, с ювелирной точностью переданы второстепенные детали рельефа – архитектура, драпировки, сопутствующие предметы, ландшафт. В своей работе над Северными вратами Лоренцо Гиберти постепенно отходит от готического скульптурного стиля и предстаёт как мастер-первопроходец эпохи Возрождения.

История создания.

В центре Флоренции, на Соборной площади, находится баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был построен в Римской империи ещё в V столетии. Баптистерий Сан Джованни – один из лучших образцов романского стиля в архитектуре. Восьмиугольное здание облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями, его грани оформлены пилястрами и полукруглыми арками. С трех сторон здания – с южной, северной и восточной располагаются бронзовые ворота.

Именно на исполнение Северных ворот в 1401 году был объявлен конкурс, в котором победил юный скульптор Лоренцо Гиберти – его новозаветные рельефы отличались красотой, спокойствием и совершенной техникой. Гиберти вдохновлялся классическим искусством и тосканской готикой начала XIV века, работами своих знаменитых соотечественников – Николы и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, альпийской и ломбардийской миниатюрой, произведениями флорентийских ювелиров. Большое влияние на его творчество оказали и Южные врата баптистерия, созданные Андреа Пизано. Созданию Северных Врат скульптор посвятил более двадцати лет своей жизни.

Отношение автора к вере.

На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Лоренцо Гиберти выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и все они были созданы на религиозную тематику – это Северные и Восточные врата баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции, скульптуры Апостола Матфея, Иоанна Предтечи и Святого Стефана для церкви Орсанмикелле. Его работы на Библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.

Венцом выражения религиозных чувств скульптора стали монументальные «Врата Рая» – композиция на сюжеты из Ветхого Завета, над которыми мастер трудился более четверти века. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, основоположником которого он стал, основываясь на принципах гуманизма, сумел передать и всю пагубность страстей человеческих, и неотвратимость воздаяния за совершённые грехи.

Биография.

Лоренцо Гиберти – крупнейший итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, основоположник скульптуры Ренессанса, ювелир и историк искусства.

Лоренцо Гиберти родился в 1378 году во Флоренции. Его отец (по другим сведениям – отчим), Бартолуччо Гиберти, был ювелиром, этим же искусством сначала занимался и Лоренцо. Юный мастер также пробовал себя в живописи, а путешествуя по Германии, научился технике художественного литья. Полностью Гиберти посвятил себя скульптуре после того, как в 1401 году выиграл конкурс на лучший проект украшения Северных врат баптистерия Сан Джованни (Иоанна Крестителя) рядом с флорентийским собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Делом всей жизни Лоренцо Гиберти стали бронзовые двери баптистерия – Северные (1403 – 1424) и Восточные (1425 – 1452).

Гиберти занимал лидирующие позиции в художественной жизни Флоренции первой половины XV столетия, в его мастерской обучались и работали многие художники того времени. После 1430 года скульптор всё больше интересуется античным искусством, изучает памятники античности, коллекционирует их, что отражается и на его творчестве. Он сближается с гуманистами, становится одним из самых образованных людей своего времени. В 1445 году Лоренцо Гиберти приступает к работе над «Комментариями», посвящёнными истории античного и итальянского искусства, содержащими и автобиографические записки мастера. Это первая известная автобиография художника эпохи Возрождения, впоследствии она стала документальным источником для «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.

Умер великий скульптор 1 декабря 1455 года, во Флоренции, в возрасте 77 лет. В его честь благодарные потомки назвали один из кратеров на планете Меркурий.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий