Сотворение мира (VIII) - Чюрлёнис Микалоюс

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сотворение мира (VIII)
Сотворение мира (VIII)
Автор: Чюрлёнис Микалоюс
Местонахождение: Национальный музей им. М.К.Чюрлёниса, Каунас
Произведение: Цикл "Сотворение мира" (VIII)
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Символизм
Дата создания: 1905-1906 гг.

Описание произведения


На полотне Чюрлёниса живописно воплощены следующие стихи из Книги Бытия: «И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1:12).

Восьмая картина цикла «Сотворение мира» исполнена в нежных белоснежно-жемчужных тонах, оттеняемых светло-серым небом и красными таинственными линиями различной длины и интенсивности. В центре мы видим крупные венчики удивительных цветов, которые с неистовой силой тянутся к небу. Не смотря на насыщенность пространства загадочными образами, всевозможными стеблями и листьями, на картине есть ощущение воздуха, легкости и гармонии первозданного мира. В нем чувствуется объем и определенная хрупкость, которую боишься нарушить.

История создания

«Сотворение мира» задумывалось как масштабный цикл, в котором Чюрлёнис собирался написать не менее ста картин, но успел лишь тринадцать. Он отошёл от традиционной трактовки темы, показывая непоследовательность сотворения мира, а его суть.

Считается, что цикл порожден реакцией художника на революционные события 1905 года и, значит, призывает искать счастье по путям Божьего промысла, а не в сменах экономических и политических формаций. Здесь отразились собственные представления мастера о вечной красоте и первозданной гармонии, совершенстве жизни и эволюции бессмертия.
При создании цикла, Чюрлёнис реализовывал свои замыслы о новом виде искусства - «зримой музыке», где органично слились бы музыкальные формы и их изобразительный аналог. Композиция картины строится по законам музыкальной гармонии. Тропическое буйство и вспышки цвета передают интенсивность и пульсирующую энергию происходящих процессов. Чюрлёнис в своей живописи улавливает и передает ритмы природы – вечно повторяющиеся и все же изменчивые.
Все картины цикла «Сотворение мира» экспонируются в Каунасе в национальном музее, носящем имя художника.

Отношение автора к вере

Отец Чюрлёниса был органистом в церкви, мать получила воспитание в семье протестантов-евангелистов. Однако, в дневниках, письмах и биографиях художника нет свидетельств о его воцерковленности и религиозности. Возможно, этому необычайному человеку предстояло пройти свой духовный путь.

Бесспорно, душа живописца и музыканта особенно в творчестве находила родство и единство с Господом. Это познание имело преобразующее действие на характер художника. По воспоминаниям современников, Чюрлёнис был живым, добрым, сердечным и открытым человеком, любившим делиться своими впечатлениями. В общении был скромен и не старался выделиться, при этом все же масштабом своей личности он оказывал сильное влияние на своё окружение. Его близкий друг Влодзимеж Моравский говорил: «Все мы чувствовали, что среди нас находится необыкновенный человек, отмеченный не только выдающимся интеллектом, но и огромной моральной силой». «Когда Чюрлёнис был с нами, все мы были лучше. Рядом с ним не могло быть ни плохого человека, ни злых чувств. Он разливал вокруг себя какой-то свет», — вспоминала супруга английского консула в Варшаве Галина Вельман.
Не менее глубокие замечания относительно творчества Чюрлёниса дал Ромен Роллан: «Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный континент…». Эти строки, как нельзя лучше свидетельствуют о воплощении художником, данного ему Богом таланта.

Биография

Литовский художник и композитор Микало́юс Константи́нас Чюрлёнис родился 10 (22) сентября 1875 года. Его детство прошло в Друскининкае, где его отец, Константин Чурлянис был органистом. Мать имела немецкие корни, и происходила из семьи евангелистов, бежавших из Баварии из-за притеснений со стороны ревностных католиков. В семье росло девять детей, каждый из которых в разной мере был одарен музыкальными способностями.

У Николая рано проявились способности к музыке и в 14 лет он был зачислен в музыкальную школу князя Михаила Огинского в Плунге, где проучился четыре года с 1889 по 1893. За четыре года под руководством Э. Носковского Чюрлёнис создал около 25 фуг, среди которых были как крупные произведения, предназначенные для исполнения на фортепиано, так и хоровые, на тексты псалмов. Князь проникся к юноше симпатией и предложил Чюрлёнису поступить в Варшавский музыкальный институт, обеспечив его стипендией.

В 1900 году Чюрлёнис создаёт первую национальную симфоническую поэму «В лесу». Осенью того же года он становится студентом Лейпцигской консерватории. Молодой музыкант усердно работает, создаёт за восемь месяцев более 20 полифонических произведений. Но окончить образование Чюрлёнис не смог: после смерти мецената он лишился материальной поддержки и покинул консерваторию, получив лишь учительский диплом с правом преподавания.
Осенью 1902 года Чюрлёнис уехал в Варшаву и в 1904 году стал вольнослушателем в Варшавской школе изящных искусств под руководством К. Стабровского. В обществе взаимопомощи Чюрлёнис руководил хором и пишет для литовских начальных школ первый сборник народных песен.

Впервые художник экспонировал свои работы в Варшаве в 1905 году. В следующем, 1906 году его работы выставлялись на выставке учеников Варшавского художественного училища в Санкт-Петербурге. Художника избирают членом правления Литовского художественного общества. В январе 1907 года в Вильне была организована первая выставка литовского изобразительного искусства, одним из инициаторов и участников которой был Чюрлёнис. Он решает переехать в Вильнюс, где подготавливает Вторую литовскую выставку. Вильнюсский период считается самым продуктивным в творчестве Чюрлёниса: он создаёт первые живописные сонаты, «Знаки Зодиака». В Вильнюсе он знакомится с молодой писательницей Софией Кимантайте, вместе они задумывают создать оперу «Юрате» на сюжет литовского предания. Творческие отношения переходят в личные, и в 1909 году происходит бракосочетание Софии и Микалоюса.
Позднее Чюрлёнис вошёл в круг художников, создавших объединение «Мир искусства». Он мечтал о создании нового вида искусства - «зримой музыки», где органично слились бы музыкальные формы и их изобразительный аналог, но часто встречал непонимание среди коллег.
Не устроившись в Петербурге, Чюрлёнис с женой возвращаются домой. Здесь они работают над книгой «В Литве», для которой Микалоюс пишет специальный раздел «О музыке». Творческая деятельность чередуется с публичными выступлениями, заботы о проведении конкурса литовских композиторов - с заказной работой. Напряженный график работы и отсутствие финансовой стабильности серьёзно подрывают здоровье художника.

В 1909 году Чюрлёнис с воодушевлением выполнил самую масштабную свою работу — занавес для общества «Рута» размером 4×6 м. Но этот его труд оказался непонятым, что серьёзно повлияло на психическое состояние автора. К весне 1910 года его состояние здоровья ухудшилось, и он был помещён в санаторий "Красный Двор" в варшавском пригороде Пустельники. В марте 1911 он сообщил открыткой родителям о своём намерении провести лето с ними в Друскининкае, однако 28 марта (10 апреля) умер от внезапной простуды. Его могила находится на кладбище Росса в Вильнюсе.

Автор текста: Ольга Северинова.


Оставить комментарий