yandex

Сотворение мира - Босх Иероним

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сотворение мира
Сотворение мира
Автор: Босх Иероним
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид
Произведение: Сотворение мира
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1500-1510 гг. (по другим источникам 1505-1506)

Описание произведения.

На картине Иеронима Босха изображена земля по прошествии третьего дня Творения. Пока не созданы ни солнце, ни луна, ни звезды. Все еще погружено в полумрак. Мир предстает в виде прозрачной сферы, состоящей из недавно отделенных друг от друга суши и воды. Верхнюю часть шара покрыли темные облака. В левом верхнем углу художник поместил Бога Саваофа. На коленях он держит книгу. Несмотря на то, что фигура Господа еле заметна в облаках, слова, которые исходят от Него, являются источником Творения.

Рассматриваемая картина является внешними створками самого известного триптиха голландского мастера «Сад земных наслаждений» и выполнена в монохромной технике гризайль, традиционной для алтарных триптихов того времени. Гризайль – вид живописи, который выполняется градациями тона одного цвета, чаще всего коричневого или серого. В данном случае это зеленовато-серая гамма.

Поверхность земли у Босха заведомо несовершенна и лишена гармонии. Этот пейзаж не радует глаз. Мы видим очертания причудливых остроконечных растений. Подобный мотив можно встретить и в других произведениях художника. Его смысл, как и многих других символов Босха, до сих пор не расшифрован исследователями.

Картину отличает большой аскетизм. Это как бы готовит зрителя к тому буйству красок, которое предстанет перед ним в центральной части, на левой створке, изображающей Адама и Еву в раю, и на правой створке, получившей название «Музыкальный Ад». Босх подчеркивает мысль о том, что любое чувственное удовольствие обманчиво и дается человеку лишь на краткий период времени. Если забыть об этом, муки в аду будут страшными.

На внешних створках художник подчеркивает безжизненность земли без растений, животных и человека. Все управляется лишь словом и волей Создателя. Надпись на левой створке гласит: «Он сказал, – и сделалось», на правой: «Он повелел, – и явилось». (Пс.32:9).

Примечательно, что у мастеров итальянского Возрождения, например, Микеланджело, Рафаэля и Тинторетто Бог непосредственно сам осуществляет Творение. Босх идет другим путем: он изображает то, какую роль при этом играет Cлово Создателя: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога». (Ин. 1:1-2).

История создания.

Иероним Босх, возможно, – самый загадочный художник в истории западного искусства. Ни детальной биографии, ни точных названий его произведений мы не знаем. Тем не менее, по «картине эпохи» и некоторым сохранившимся свидетельствам о его жизни можно сделать некоторые выводы.

Исследователи и историки искусства прежде всего обращают свое внимание на присутствие в картинах Босха разнообразных чудовищ и демонов, на невероятное соединение частей человеческого тела, растений и животных, названных одним венецианским автором «нечистью».

Для Нидерландов конца XV – начала XVI века наступили тяжелые времена. В стране распоряжалась испанская инквизиция. Позже, при короле Филиппе II, был установлен террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы, пылали целые селения, свирепствовала чума. Вероятно, демоны и другая «нечисть» Босха явились отображением человеческих страхов, того, чего боялись люди того времени.

Первое упоминание о «Саде земных наслаждений» относится к 1517 году: он фигурирует в описи имущества семейства Нассау в Брюсселе. Позднее вместе с другими произведениями Босха, картина была вывезена в Мадрид и находилась в собрании Филиппа II Испанского. В 20 веке триптих был передан в музей Прадо, где находится и теперь.

Некоторые искусствоведы считают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет. По формату триптих традиционен для нидерландских алтарей, но судя по его содержанию, для церкви он не предназначался.

По другой версии он был написан к бракосочетанию одного из могущественных аристократов того времени, графа Генриха III Нассау-Бреды с Луизой-Франсуазой Савойской. Он задумывался как своего рода руководство к успешному брачному союзу и предупреждение о том, что может случиться, если не следовать религиозным нормам и морали.

Существует и еще одна версия, согласно которой работа была создана для богатого покровителя художника. Якобы у мастера была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые угадывали бы смысл той или иной сценки на картине.

А разгадывать есть что. Первым расшифровать это произведение попытался испанский монах Хосе де Сигуенса в 1605 году. Он полагал, что на нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшего в греховных наслаждениях, забывшего о первозданной красоте утраченного рая и обреченного на гибель в аду. Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.

И действительно, картины Босха могли играть роль проповедей, производивших огромное впечатление на людей Средневековья. Для них символы художника были более понятными, чем для современного человека. А в символе – весь Босх. Точнее, в содержании произведений, экспрессии, эмоциональной выразительности, а в не построении точной перспективы или изображении анатомических подробностей в отличие, например, от итальянских мастеров.

В триптихе «Сад земных наслаждений» живописец создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Этот мир населен грешниками, демонами, страшными и одновременно смешными монстрами. Мастер показывает свою версию ада, в котором различные музыкальные инструменты выступают в роли пыточных орудий. Имел ли Босх на это право?

Дон Фелипе де Гевара, знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений художника из своей коллекции, считал: «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью – дать трактовку Ада. И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности».

Этим произведением художник как будто задает вопрос: сможет ли Бог, сотворивший этот мир, разрушить их и уничтожить человечество? Судя по библейскому тексту о Всемирному потопе, Он способен на это. Может быть, сюжет внутренних панелей и изображение на внешней стороне боковых створок связаны совсем иначе и звучат как предостережение: человек должен выбрать добро, а не зло, иначе может быть уничтожен и попадет в ад.

Отношение автора к вере.

Как известно, Босх был членом Братства Богоматери, религиозного благотворительного общества, возникшего в его родном городе Хертогенбосе в 1318 году и посвященного культу Девы Марии.

Художнику поручались разнообразные заказы: оформление праздничных шествий и обрядовых таинств, написание створок алтаря для капеллы в кафедральном соборе города – соборе Святого Иоанна, – росписи витражей, канделябров, распятия и другой церковной утвари. За эти работы Босх получал символическую плату, которой хватало должно быть только на покупку художественных принадлежностей. Это говорит о том, что живописец состоял в братстве явно не ради получения материальной выгоды.

Сам Босх воспринимал членство в Братстве Богоматери очень серьезно. После вступления художника его численность значительно возросла и продолжала расти после его смерти. Архивные документы говорят о том, что у мастера, как у влиятельного гражданина города, были и важные общественные обязанности.

Многие исследователи называли и называют Иеронима Босха еретиком, сектантом и алхимиком. Но мог ли им быть ревностный католик, каковым являлся Босх? Вряд ли. Фактов, свидетельствующих о его преследованиях со стороны церкви, не сохранилось. А мы помним, что в то время за приверженность мистическим учениям, тайным сектам, за занятия колдовством инквизиция не щадила никого.

О его христианских качествах говорит также и отношение живописца к многочисленным копиистам, которые заметили, что манера Босха приносит хорошие заказы и немалые деньги. Мастер лично заходил в мастерские своих подражателей, давал рекомендации, курировал их работу. Воспитание людей с помощью искусства было для него важнее всего.

Центральной темой творчества Босха, как и рассматриваемого триптиха, стала тема греха. Он выбрал для себя изображать грех во всей его мерзости и неприглядности. Показывать грех и грешников, чтобы люди не грешили – такова была одна из основных целей Иеронима Босха. Не даром даже по прошествии многих веков после смерти живописца многие художники вдохновлялись его картинами.

Биография.

Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе в провинции Брабант, что в южной части нынешних Нидерландов. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом – художниками были Ян ван Акен, дед Босха, и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Обучение юного живописца проходило в семейной мастерской и в местной католической школе. Именно школа дала ему не только основы религиозных знаний, но и приучила к самодисциплине и критическому мышлению.

Первое упоминание Босха в архивных документах относится к 1474 году, где он именуется «Иеронимус».

В 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. После этого живописец берет себе псевдоним по сокращенному названию родного города – Den Bosch – видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода.

Некоторые исследователи утверждают, что после смерти отца Босх учился живописи в нидерландских городах Гаарлеме и Делфте и в 1480 году вернулся в Хертогенбос, уже имея почетный титул мастера.

В это же время, около 1480 года, художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую, возможно, знал с детства. Она происходила из богатой купеческой семьи. Наследство жены, включавшее дом на рыночной площади и многочисленную недвижимость за городом, позволили художнику обзавестись собственной мастерской и стать влиятельным гражданином своего города. Детей в семье не было.

В 1486 году Иероним Босх вступил в Братство Богоматери, религиозное объединение монахов и мирян, активно занимавшемся благотворительностью. Членом этого братства в свое время был и отец Босха.

На первом этапе творчества главной темой для Босха стала критика человеческих пороков. Таковы его «Семь смертных грехов» (1475-1480), «Корабль дураков» (1495-1500), триптихи «Воз сена» (1500-1502), «Сад земных наслаждений», «Искушение Святого Антония» (1505-1506). В отличие от других нидерландских мастеров Иероним Босх был сосредоточен не на изображении праведников и Рая, а грешных обитателей земли, страшных демонов и монстров – порождений его богатого воображения.

У Босха были заказчики не только среди влиятельных семейств родного города, но и среди европейских монархов. Например, в 1504 году правителем Нидерландов и королем Кастилии Филиппом I Красивым заказан «Суд Бога, восседающего в раю, и Ад» (готовый триптих «Страшный суд» имеет другие размеры, по сравнению с теми, что были указаны в контракте).

В своих работах живописец частично основывается на североевропейских народных сказаниях. Самое известное произведение этого цикла – «Извлечение камня глупости» (1475-1480). Следует также отметить картину «Смерть скупца» (1500), фрагмент несохранившегося триптиха, на котором изображена борьба ангела-хранителя человека и Смерти за душу умирающего.

Будучи зрелым мастером, Босх стремится создать образ положительных героев, воплощая их в изображениях святых («Святой Антоний» (около 1490), «Святой Иоанн Креститель в пустыне» (1504-1505), «Святой Христофор» (1504-1505), триптихи «Святые отшельники» (около 1505) и «Искушение святого Антония» (1505-1506), «Святой Иероним за молитвой» (1505).

В 1504-1505 годах Босх создает цикл «Блаженные и проклятые». Наибольшую известность среди них приобрела картина «Восхождение в эмпирей», на которой ангелы-хранители из загробного мира выводят души праведников, заслуживших вечное блаженство, через туннель, составленный из концентрических колец, к свету и Вечности.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам об Иисусе Христе (триптих «Поклонение волхвов» (около 1510), «Увенчание терновым венцом» (две картины: 1508-1509 и 1510), «Несение креста» (1515-1516). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ, им на смену приходят реальные образы палачей – злобных, равнодушных, жестоких и завистливых. В картине «Несение креста» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Это последнее произведение Иеронима Босха.

Живописец скончался 9 августа 1516 года. Похоронен в приделе когда-то расписанного им собора Святого Иоанна, в колыбели Братства Богоматери, служению которому художник посвятил значительную часть жизни.

Автор текста: Виктория Смирнова.

Оставить комментарий