Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт.1:1-2).
По своему смысловому содержанию картина поделена на две части: в левой - сотворение мира, в правой — изгнание из рая. При этом полотно смотрится единым целым. В левом верхнем углу художник изобразил Бога-Творца в виде старца, окруженного серафимами. В Его образе, представленном в стремительной динамике, читается величие и сила. Одним повелевающим перстом Он творит мир, который художник изобразил в виде сферы, символа вечности. На правой стороне картины мастер расположил удивительный по красоте райский сад. На чёрном фоне плодородной земли растут причудливые цветы и диковинные плоды, бродят миролюбивые звери.
Центром картины является Адам, именно к нему обращен взор Бога, взгляд пламенного херувима, провожающего людей из рая и развернутая фигура Евы. «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». (Быт.3:23-24).
Картина надолго приковывает внимание красотой красок и сложностью символики. Как настоящая икона, она является богословием в красках. Художнику удалось передать основные постулаты библейского текста о сотворении мира из ничего, что сотворённый мир «хорош весьма» (Быт.1:31) и что любовь Божия предусмотрела возвращение людей к жизни в Царствии Небесном. В картине нет обычного для других художников трагизма, она пронизана надеждой и любовью к падшему человеку.
История создания
Полотно предназначено для алтаря базилики Сан Доменико в Сиене и написано в 1445 году, в период расцвета художественного таланта Джованни ди Паоло. К теме сотворения мира и грехопадения человека, описанных в трех первых главах Книги Бытия, обращались многочисленные художники. Каждый подавал библейский сюжет соответственно своему душевному устроению. В ряду этих работ особенно выделяется картина Джованни ди Паоло своей архаичностью письма, отсутствием трагизма при передаче сюжета, иносказательностью приемов и глубоким погружением в библейские тайны. Картина написана в жизненный период, который теперь принято называть кризисом среднего возраста, когда человек, оглядываясь назад, оценивает пройденный путь, сравнивает свою жизнь с судьбами окружающих. «Почему? За что? Для чего?». Вот основные вопросы, на которые отвечает человек в этот период. Поэтому неслучайно обращение художника к началу жизни на земле. От мучительных вопросов своей жизни он восходит к богословскому осмыслению судьбы всего человечества. И вывод его отраден: на всех путях человека ведет Промысел Божий. А Господь всегда дарует человеку надежду на спасение. Неслучайно картину «Сотворение мира и изгнание из рая» дополняет вторая панель, изображающая группу святых и ангелов в райском саду, наполненном деревьями и цветами. Она является, с точки зрения автора, логическим продолжением первой.
Отношение автора к вере
О жизни Джованни ди Паоло известно немного. Но, вглядываясь в его произведения, мы можем заключить, что это был глубоко верующий человек. В то время как его современники-художники тяготели к реалистичности изображения, ди Паоло остался верен архаичным приемам живописи, которыми сподручней передавать духовный смысл происходящего. От некоторых произведений, особенно миниатюр, создаётся впечатление, что автор обладал тонким духовным видением.
Джованни ди Паоло написал несколько вариантов «Распятия», в которых ощущается дух древнего аскетизма. Это вторая особенность произведений художника, потому что творил он в эпоху Раннего Возрождения, для которой характерно было сосредотачивать своё внимание на образе человека, его достоинстве и значительности его личности.
Только человек, принёсший истинное покаяние, способен познать Бога как Любовь всепрощающую, как Свет Истины, как Вечную Радость, как Красоту. А именно это впечатление уносит зритель от полотен художника. В «Божественной комедии» миниатюры рая выполнены рукой Джованни. Можно с полной уверенностью сказать, что талант художника принес плод стократ (Мф.25:13-30), и его гениальность послужила путём спасения ему самому и тем, кто созерцает его произведения.
Биография
История оставила скудные сведения о биографии этого художника. Точно известно, что родился Джованни ди Паоло в Сиене, на протяжении всей своей жизни не покидал родной город и умер в 1482 году. Точная дата рождения неизвестна. Первый существующий документ, в котором фигурирует его имя, датирован 1417 годом. Биографы художника предполагают, что он родился около 1403 года. А потому, что художник часто обращается в своих картинах к теме жизни и смерти Иоанна Крестителя, можно предположить, что рождён мастер в дни памяти святого и крещён в его честь. В работах ди Паоло прослеживаются приемы и элементы творчества Таддео ди Бартоло, который, по всей видимости, был его учителем. Свою творческую карьеру Джованни начал как художник-миниатюрист. К сожалению, работы, созданные до 1426 года, не сохранились. Самое раннее из известных произведений Джованни ди Паоло, «Полиптих Печчи», датируется этим годом. Расцвет его деятельности приходится на 1440-1450 годы, в это время художник создаёт свои самые известные произведения. Джованни написал множество разных станковых произведений, в основном это были полиптихи. Он так же занимался миниатюрой, известны и написанные для сиенской Биккерны таволато. Джованни ди Паоло принадлежит ряд миниатюр к «Божественной комедии» Данте. Известный манускрипт был заказан в 1440 году королем Альфонсо. На его 190 страницах Приамо делла Кверча и Джованни ди Паоло создали 112 миниатюр.
В истории искусства много художников, чьи имена на протяжении веков оставались забытыми. К таким мастерам относится и Джованни ди Паоло, который получил заслуженную посмертную славу только в XX веке. Несмотря на то, что разные искусствоведы видят в произведениях ди Паоло отдельные мотивы и элементы творчества его современников, этот мастер создал свой исключительный и индивидуальный стиль, узнаваемый даже непрофессиональным взглядом. Произведениям Джованни ди Паоло присуща поразительная экспрессия и причудливая фантазия, отражающая необычный, своеобразный взгляд мастера на мир. Неслучайно, в начале XX века особый интерес к нему проявляли художники-экспрессионисты и сюрреалисты.
Автор текста: Северинова Ольга.