Сотворение Евы - Рафаэль Санти

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сотворение Евы
Сотворение Евы
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Ватиканский дворец, Рим
Произведение: фреска "Сотворение Евы"
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянский Ренессанс XVI в., Высокое Возрождение, Чинквеченто
Дата создания: 1517 - 1519 гг.

Описание произведения

Одна из секций Лоджий Рафаэля представляет историю Адама и Евы в Раю. Сотворив человека, Господь Бог увидел, что нехорошо тому быть одному и решил сотворить ему помощника: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт.2:22). Рафаэль изобразил, как Бог-Отец представляет человеку только что сотворенную женщину, мягко подталкивая её по направлению к Адаму. Коренастое, мощное тело Адама изображено почти распластанным по круглому камню. Человек ещё не отошёл от глубокого сна, он в изумлении прикасается к себе, пытаясь осознать произошедшее. А та, которой суждено стать для Адама женой и спутницей жизни, стоит, слегка изогнувшись и смущенно прикрывая нагое тело руками. Этот жест кокетливости, привнесен в повествование самим художником, поскольку наши прародители изображены здесь до грехопадения и ещё не ведают стыда. Следуя живописной традиции, под камнем, у правой ноги Адама, мастер помещает милого белого кролика – символ жизни и плодородия.

Для композиции сцены Рафаэль использовал фризовое построение. Фигуры персонажей расположены таким образом, что их жесты, позы и повороты направлены в центр, к Еве. Справа – огромный Бог-Отец в красно-лиловом хитоне; слева – полулежащий Адам, за спиной которого художник поместил живописное дерево, уходящее вверх, за край фрески, чтобы уравновесить пластическую массу справа. Чаша голубого неба также подчёркивает своим выступом фигуру женщины. Образ Евы, полный нежности и очарования, является смысловым центром росписи, к нему постоянно возвращается внимание зрителя. Пейзаж на заднем плане, написанный светлыми, нежными тонами, сильно пострадал от времени, но его поэтичность воскрешает в памяти лиричные умбрийские долины, а изящная, ажурная листва большого дерева напоминает о грациозных деревцах П. Перуджино, учителя Рафаэля.

История создания

Лоджии Рафаэля представляют собой трехэтажную галерею с восточной стороны Апостольского дворца, рядом со Станцей Константина. Старое здание XIII в. при папе Юлии II в 1508 - 1514 гг. радикально перестроил Донато Браманте. После его смерти строительство продолжил Рафаэль, усовершенствовав пропорции Лоджий и их внутренний декор. 12 полуциркульных арок разделяют галерею длиной 65 м на 13 травей со сводчатыми потолками. Работы по росписи лоджий второго этажа продолжались в 1516 - 1519 гг. Одновременно была расписана ещё одна лоджия – на первом этаже, но фрески этого помещения не сохранились.

Фрески покрывают потолок, стены, пилястры и дуги арок. В центре каждой потолочной ниши помещён папский герб, вокруг него – по 4 библейских сюжета, вписанных в продолговатые шестиугольники. Их отделяют друг от друга античные орнаменты: гротески, белые стуковые рельефы, а на парусах в углах сводов - росписи в виде гобеленов и перспективных фрагментов архитектуры на фоне лазурного неба. Рафаэлю удалось достигнуть поразительного единства между языческим декором и христианскими темами. 12 потолочных секций представляют истории Ветхого Завета, а последняя – события Нового. Художник проводит зрителя сквозь всю историю от сотворения мира до прихода Спасителя. Позже эти фрески назвали Библией Рафаэля. Собственноручно Рафаэль сделал только предварительные схемы. Росписи, как и эскизы для них, исполнены его учениками. Дж. Романо писал фигуративные сцены, Дж. да Удине – орнаменты и фруктовые гирлянды. Позже присоединились Перин дель Вага и Полидоро да Караваджо. Были и другие помощники.

В конце XVIII в. российская императрица Екатерина II отрядила выпускников Академии художеств для снятия с ватиканских фресок полноценных копий. Архитектор Дж. Кваренги пристроил к Эрмитажу крытую галерею, разместив в ней привезенные работы. Лоджии Эрмитажа почти идентичны ватиканским, только гербы папы были заменены на геральдику императрицы, на стены добавлены зеркала, а пол выложен паркетом. В XIX в. Ватиканские Лоджии так же остеклили, чтобы защитить бесценные фрески от превратностей римского климата, но за прошедшие три века они успели настолько поблёкнуть и осыпаться, что петербургская копия Библии Рафаэля выглядит сейчас намного ярче и роскошнее своего оригинала.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), но, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы для восполнения этой потери. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе, как с эпитетом «божественный». Всё его творчество пронизывает тема любви к ближнему вопреки несправедливости и повсеместно творимому злу. Его искусство, словно зеркало, отразило прекрасное, возведенное в абсолют, когда идеальная красота полностью раскрывается в реальном. Оно демонстрирует воплощение божественного в природном и вечного в преходящем.

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. документы упоминают о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы здесь называют имя П. Перуджино. Также в работах заметно влияние других представителей умбрийской школы - Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал, что делали другие, с целью их превзойти, и это ему прекрасно удавалось.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а с 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы Мадонны, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников.

Художник не успел обзавестись семьей и умер в 37 лет от лихорадки. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий