Сотник Лонгин с Копьём - Субиракс Жозеп Мария

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Сотник Лонгин с Копьём
Сотник Лонгин с Копьём
Автор: Субиракс Жозеп Мария
Местонахождение: Искупительный храм Святого Семейства (Саграда Фамилия), Барселона, Испания
Произведение: Скульптура «Сотник Лонгин с Копьём»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1987 – 2009 гг.
Эпоха: Современное искусство, Кубизм
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Статуя «Сотник Лонгин с Копьём» была создана испанским скульптором и архитектором Жозепом Мария Субираксом для фасада Страстей Христовых знаменитого храма Саграда Фамилия в Барселоне. Она находится в среднем ярусе, слева от «Распятия», где изображены «те, кто против Него».

Скульптура представляет библейского персонажа Страстей Христовых – римского сотника Гая Кассия Лонгина. Он был тем самым стражником, который охранял распятого Христа, а затем проткнул его копьём, чтобы удостовериться в смерти Сына Божьего: «Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин.19:33-34). Истекшая из раны Христа кровь исцелила Лонгина-сотника от катаракты. Позже, став свидетелем Воскрешения Иисуса, Лонгин уверовал и, вернувшись в Рим, начал проповедовать Слово Божие. За что впоследствии был обезглавлен и стал считаться святым мучеником за веру Христову.

Статуя изображает Лонгина в полной воинской амуниции – железных доспехах и шлеме, восседающим на боевом коне. В руках сотника копьё, которым он проткнул грудь казнённого Спасителя. В гениальной трактовке Субиракса оно поражает и стену фасада Страстей Христовых, делая в каменной кладке большую рваную «рану». Так скульптор наглядно показывает всю тщетность творимого людьми зла – что значит оно по сравнению с любовью и добром, даруемыми свыше?

Резкой, изломанной кубической пластикой Жозеп Мария Субиракс противопоставляет свои Страсти Христовы с их болью и страданиями, светлому и возвышенному Рождеству Гауди на Восточном (барочном) фасаде храма. Все необычные «жёсткие» фигуры Новозаветной сцены, тем не менее, очень гармонично объединены в композицию, до предела насыщенную динамически и эмоционально.

История создания

Саграда Фамилия, Искупительный храм Святого Семейства, неповторимый проект великого Антонио Гауди – церковь, знаменитая не только в Барселоне и Испании, но и во всём мире. Форма башен-колоколен, напоминающих песчаные замки, определяется наличием внутренних винтовых лестниц. Каждая колокольня посвящена своему апостолу, их статуи находятся в точках изменения формы сечения башен. На всех колокольнях присутствуют слова «Слава Всевышнему», а их шпили украшены стилизованными изображениями кольца, митры, жезла и креста, которые являются символами епископского сана. Опорные колонны храма, по мере приближения к его сводам, разветвляются, создавая эффект лесной чащи.

Расположенный с западной стороны храма Фасад Страстей Христовых был спроектирован Антонио Гауди в 1911 году, но его сооружение началось лишь в 1952-м, много лет спустя после смерти зодчего. Оформление Западного фасада в 1986 году поручили выдающемуся каталонскому архитектору и скульптору Жозепу Мария Субираксу.

Прежде чем приступить к работе, Субиракс целый год изучал архитектурное наследие Гауди, что затруднялось потерей его значительной части в годы испанской Гражданской войны. Тогда, при пожаре на строительной площадке, были утрачены многие чертежи и макеты, хранившиеся в мастерской архитектора. Субиракс не стал копировать стиль, в котором Гауди выполнил свой Фасад Рождества, а применил свой излюбленный художественный приём – кубизм. На Западном фасаде, как будто на сцене, скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.

Отношение автора к вере

В отличие от своего предшественника, глубоко верующего католика Антонио Гауди, Жозеп Мария Субиракс был атеистом, причём убеждённым. Однако это не мешало ему создавать гениальные произведения на религиозную тематику.

Его Фасад Страстей Христовых, в котором с помощью необычного пластического решения отражена вся мощь искупительной жертвы Христа, Его непримиримая борьба с силами зла, Его страдания и боль, навеки запечатлел признание мастера в любви к Спасителю. Эта любовь, явленная в камне, на деле опровергает декларируемое неверие.

Фасад Страстей Саграда Фамилия – не единственный пример обращения мастера к библейским темам. Резцу Субиракса принадлежит также и статуя Святого Георгия в монастыре Монсеррат – месте, священном для каждого каталонца.

Биография

Жозеп (Хосе, Йозеф) Мария Субиракс – знаменитый каталонский скульптор, художник, сценограф и искусствовед, родился 11 марта 1927 года в Барселоне, в рабочей семье. Искусству живописи, графики и скульптуры обучался самостоятельно, занимаясь в 1940-е годы в Художественной школе Барселоны по вечерам. Первая его персональная выставка рисунков и скульптур состоялась в 1948 году, в барселонском Доме книги. В 1951 мастер получил стипендию Французского института художеств и некоторое время работал в Париже, где познакомился с представителями авангардистского течения. С 1954 по 1956 годы Субиракс жил и работал в Бельгии. С 1961 начал преподавать в Художественной школе Барселоны.

Назначение Руководящим Советом Саграда Фамилия Жозепа Марии Субиракса в 1986 году на должность скульптора Западного фасада, с самого начала подвергалось резким нападкам и сопровождалось полемикой в искусствоведческой среде. Однако соотечественники были вынуждены признать, что «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами» (Сириси Пелисер, «Современное искусство Каталонии»).

Умер Жозеп Мария Субиракс, завершивший свой Фасад Страстей и удостоенный за весомый вклад в искусство ряда престижных наград, 7 апреля 2014 года в Барселоне. В его честь назван один из астероидов, до сих пор путешествующий по звёздному небу Вселенной.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий