«Соломон встречает царицу Савскую» - Гиберти Лоренцо
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
Самое известное произведение Лоренцо Гиберти, выдающегося скульптора эпохи Раннего Возрождения – Восточные или «Райские» врата баптистерия Иоанна Крестителя, который расположен возле флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Их называют шедевром кватроченто итальянского изобразительного искусства.
Рельеф «Соломон встречает царицу Савскую» находится в правом ряду нижнего яруса клейм «Райских Врат». Бронзовая пластина изображает эпизод из третьей Книги Царств, повествующий о встрече израильского царя Соломона, сына Давидова и Балкиды, царицы Савской. (3Цар.10:2–10).
Балкида царствовала в стране Сава (Шеба), находящейся на севере Аравийского полуострова. Она считала свою страну самой богатой в мире, а себя – наимудрейшей правительницей, и не напрасно – в Шебе города были красивы и изобильны, земли плодородны, а народ – счастлив. Услышав рассказы о великой мудрости и необычных способностях царя Соломона, правившего Израилем, она предприняла нелёгкое путешествие, которое, по Библейским источникам, длилось целых три года, чтобы его посетить.
В центре клейма изображена сцена встречи двух правителей – царя Израильского и царицы Савской, которая проходила, как сейчас принято говорить, «в тёплой, дружественной обстановке». По обе стороны от держащих друг друга за руки, царственных особ, и на переднем плане изображены их подданные – народ Израиля и, сопровождавшие Балкиду в походе, несколько тысяч придворных. Среди которых «множество отроков и девушек, родившихся в одном и том же году и месяце, в один и тот же день и час, все одинакового роста, одинакового телосложения и одинаково одетые, в одежды пурпурные». Неподалёку от центральной композиции скульптор изобразил и арабского жеребца по имени Сафанад, что значит «Чистый», которого привезли в дар Соломону. Кроме жеребца царю Израиля было презентовано великое множество золота, серебра, драгоценных камней, благовоний, красного дерева, слоновой кости и экзотических растений. Из Библейских источников известно, что и ответные подарки были не менее хороши, в их число входило и собрание редких книг, получившее название «библиотеки царицы Савской» и хранившееся в Абиссинии.
Встреча царственных особ происходит, вероятно, на фоне архитектуры знаменитого храма Соломона – главного культового сооружения Израиля на горе Мориа, который царь выстроил, применяя свои чудесные способности. Владея волшебным перстнем, известным как перстень Соломона, он мог подчинять себе стихию, рассекать и перемещать по воздуху каменные глыбы, складывая их затем в монументальные стены. Кроме того, он понимал язык животных и птиц, это умение позволило ему вернуть, украденный злыми силами, магический перстень.
Цари были равны друг другу по мудрости, удачливости и красоте. «…и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всём, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей». Кроме того, царь Израиля разгадал все загадки, заготовленные Балкидой для проверки его мудрости. Он «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своем царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренней и вечерней». Царица была им восхищена. Все дни проводили они в беседах, Соломон показывал Балкиде Иерусалим, построенные им сооружения и храмы – одну такую «экскурсию» можно увидеть в левой части среднего плана клейма, возле стены храма.
Царица Савская была умной, удивительной красоты женщиной, но как поговаривали злые языки, немножко козлоногой. Царь Соломон, с помощью изящной мистификации с хрустальным полом и плавающими под ним рыбками, решил проверить – так ли это. За что и поплатился. Обиженная Балкида, собрав придворных, в одну ночь покинула Иерусалим, даже не простившись. Тем не менее, через девять месяцев и пять дней у неё родился сын – наследник Соломона. Но это уже совсем другая история…
В своих рельефах Лоренцо Гиберти использует весь спектр пластических изобразительных приёмов – от гравировальных линий до полноценных скульптурных объёмов. Мастер объединяет фигуры, пейзаж и архитектуру в единый ансамбль, событийно и пространственно насыщая свои картины. С помощью проработки мельчайших деталей, скульптор придаёт Библейским сюжетам правдивость, оживляет их.
История создания.
В центре Флоренции, на Соборной площади, находится баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был построен ещё в V столетии. Баптистерий Сан Джованни – один из лучших образцов романского стиля в архитектуре. Восьмиугольное здание облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями, его грани оформлены пилястрами и полукруглыми арками. С трех сторон баптистерия – с южной, северной и восточной располагаются бронзовые ворота.
На исполнение Северных ворот крестильни в 1401 году был объявлен конкурс, в котором победил молодой скульптор Лоренцо Гиберти – его новозаветные рельефы отличались красотой, спокойствием и совершенной техникой. В 1424 году скульптор совершает поездку в Венецию и, вернувшись, начинает разрабатывать дизайн для дверей, установленных в восточном входе в баптистерий. Сюжеты «Райских Врат», были составлены знаменитым итальянским гуманистом, канцлером флорентийской республики Леонардо Бруни, по «Книге Бытия». Разместив отдельные эпизоды в десяти больших квадратах, Гиберти создал каждый рельеф как многофигурную композицию. Некоторые бронзовые пластины содержат более ста различных персонажей. Мастер работал над Восточными вратами двадцать семь лет.
«Перед дверями из бронзы во храме, сияющем златом,
Сам Микеланджело вдруг, их увидав, замолчал.
Долго он молча стоял, пораженным, пока не промолвил:
О чудеса из чудес! Рая достойны врата!»
(Джорджо Вазари)
При наводнении 1966 года, половина панелей Врат была повреждена, позже их восстановили по отливкам-дубликатам, хранящимся в Сан-Франциско. В 1990 году, опасаясь за сохранность «Райских Врат», их панели заменили копиями, в точности повторяющими оригиналы.
Отношение автора к вере.
На протяжении своей долгой и плодотворной жизни, Лоренцо Гиберти выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и все они были созданы на религиозную тематику – это Северные и Восточные врата баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции, скульптуры Апостола Матфея, Иоанна Предтечи и Святого Стефана для церкви Орсанмикелле. Его работы на Библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.
Венцом выражения религиозных чувств Гиберти стали монументальные «Врата Рая» – скульптурная композиция на сюжеты из Ветхого Завета, над которыми мастер трудился более четверти века. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, основоположником которого он стал, основываясь на принципах гуманизма, сумел передать и всю пагубность страстей человеческих, и неотвратимость воздаяния за совершённые грехи.
Биография.
Лоренцо Гиберти – крупнейший итальянский художник эпохи Раннего Возрождения, основоположник скульптуры Ренессанса, ювелир и историк искусства.
Лоренцо Гиберти родился в 1378 году во Флоренции. Его отец (по другим сведениям – отчим), Бартолуччо Гиберти, был ювелиром, этим же искусством сначала занимался и Лоренцо. Юный мастер также пробовал себя в живописи, а путешествуя по Германии, научился технике художественного литья. Полностью Гиберти посвятил себя скульптуре после того, как в 1401 году выиграл конкурс на лучший проект украшения Северных врат баптистерия Сан Джованни (Иоанна Крестителя) рядом с флорентийским собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Делом всей жизни Лоренцо Гиберти стали бронзовые двери баптистерия – Северные (1403 – 1424) и Восточные (1425 – 1452).
Гиберти занимал лидирующие позиции в художественной жизни Флоренции первой половины XV столетия, в его мастерской обучались и работали многие художники того времени. После 1430 года скульптор всё больше интересуется античным искусством, изучает памятники античности, коллекционирует их, что отражается и на его творчестве. Он сближается с гуманистами, становится одним из самых образованных людей своего времени. В 1445 году Лоренцо Гиберти приступает к работе над «Комментариями», посвящёнными истории античного и итальянского искусства, содержащими и автобиографические записки мастера. Это первая известная автобиография художника эпохи Возрождения, впоследствии она стала документальным источником для «Жизнеописаний» Джорджо Вазари.
Умер великий скульптор 1 декабря 1455 года, во Флоренции, в возрасте 77 лет. В его честь благодарные потомки назвали один из кратеров на планете Меркурий.
Автор текста: Марина Румянцева.