Семь скорбей девы Марии - Дюрер Альбрехт

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Семь скорбей девы Марии
Семь скорбей девы Марии
Автор: Дюрер Альбрехт
Местонахождение: Старая пинакотека, Мюнхен
Произведение: Семь скорбей девы Марии
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1496 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Представленная картина относится к раннему периоду творчества Альбрехта Дюрера. В соответствии с иконографической традицией художник изображает в семи клеймах полиптиха семь скорбей Девы Марии. Иными словами, перед нами представлены те скорбные события земной жизни Богородицы, которые связаны со страданиями Ее Божественного сына. Семь сцен, отражающих душевные муки Божьей матери, обрамляют центральный образ, на котором изображена многострадальная Дева Мария, чье сердце пронзает меч. Таким образом иконографически представлены слова евангелиста Луки: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». (Лк 2:34). Дева Мария изображена в траурном черном одеянии, которое контрастирует с белым платом, накрывающим голову и плечи. Руки Богородицы с утонченными длинными пальцами крестообразно сложены на груди в знак разделения мук со своим сыном.

Боковые створки картины необходимо рассматривать с верхнего левого клейма вниз, далее по нижней горизонтали (слева направо) и затем по правой вертикали (снизу-вверх). Первым евангельским сюжетом, связанным с пролитием крови Христа, является сюжет обрезания. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус (Спаситель), возвещённое Архангелом Гавриилом ещё в день Благовещения Пресвятой Деве Марии: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». (Лк.2:21). В центре художник изображает двух служителей - один из них держит на руках младенца Иисуса, другой, стоя на коленях, приготовился срезать крайнюю плоть Богочеловека. С правой стороны стоят Дева Мария и праведный Иосиф. Облик Богородицы полон печали. Кажется, что она всей душой переживает за ту боль, которую может испытать Младенец.

Следующий сюжет изображает бегство Святого семейства в Египет, которое стало еще одним жизненным испытанием на пути спасения жизни маленького Христа (Мф. 2:13). В центре гравюры мы видим Деву Марию, которая едет на осле, крепко сжимая в своих объятиях Богомладенца. Осла ведет под уздцы праведный Иосиф, чей взор также с любовью обращен к Иисусу.

Третий эпизод - «Христос среди книжников», описывающий сюжет пропажи отрока Христа и обеспокоенности этим Его родителей (Лк.2:40-52).

Четвертый сюжет изображает путь Спасителя на Голгофу (Мф.27:32; Мк.15:21; Лк.23:26; Ин.19:16-17). В центре гравюры мы видим Христа, который упал на каменные плиты под тяжестью Своего креста. На втором плане слева Дюрер изображает мать Христа и Его любимого ученика – Иоанна, которые также стали свидетелями этой трагической сцены.

В пятом клейме мы видим сюжет пригвождения Господа ко кресту (Ин. 19:17-19).

Шестой эпизод- это распятие Христа (Мф.27: 33-38, Мк.15:22-27, Лк.23:33-43, Ин.19:17-25).

Финальным седьмым эпизодом становится оплакивание Господа, хронологически следующее за снятием тела Спасителя с креста. Богоматерь художник изображает с правой стороны, упавшей на колени перед телом мертвого сына. Ее лик преисполнен безутешной скорби.

История создания.

«Семь скорбей» — полиптих Альбрехта Дюрера, выполненный около 1500 года. Центральная часть полиптиха (108x43 см) в настоящее время находится в Старой пинакотеке (Мюнхен), семь боковых панелей (ок. 63x46 см — каждая) — в Дрезденской картинной галерее.

Семь скорбей были провозглашены церковным праздником в 1432 Кельнским собором, чтобы сформировать соответствующую параллель с уже существовавшим тогда праздником Семи радостей. Произведение было заказано Фридрихом III вскоре после его встречи с Дюрером, состоявшейся в Нюрнберге в апреле 1496 года. Исходя из стилистических особенностей полиптиха, исследователи полагают, что художник начал работать над произведением только около 1500 года.

Специалисты в настоящее время приписывают Дюреру авторство лишь центральной панели с изображением Матери Скорбящей (лат. Mater Dolorosa), в то время как семь внешних досок выполнены скорее всего по его рисункам помощниками.

«Мать Скорбящая», уменьшенная по краям приблизительно на 18 см, в начале XIX века была получена мюнхенским музеем из женского монастыря Benediktbeuren. В тридцатых годах XX века она была отреставрирована. Тогда же было установлено, что это не часть, как полагалось ранее, диптиха с изображением Благовещения, вторая половина которого с архангелом считалась утраченной. Во время реставрации были сняты поздние записи авторской живописи и справа от Марии открылось изображение шпаги — атрибута Матери Скорбящей. Другие части полиптиха находились в Виттенберге, в замке Фридриха III, с 1640 года они хранились в Кунсткамере принца Саксонии. Они были отреставрированы в середине XX века, при проведении работ всё же не были разрешены сомнения в их атрибуции.

Отношение автора к вере.

С юных лет Альбрехт Дюрер предавался глубоким рассуждениям на тему вопросов бытия и своего предназначения. Многочисленные автопортреты художника свидетельствуют о его стремлении заглянуть вглубь своей природы и воспитать свою личность соразмерно таланту, который был дарован ему Богом. На одном из ранних автопортретов, который был создан в тринадцатилетнем возрасте, мастер предстает задумчивым юношей, тонко и глубоко чувствующим. Позднее поиски самоопределения живописца особенно ярко проявляются в мысли о том, что художник является творцом, подобно Богу. Альбрехт Дюрер вел нравственную жизнь глубоко верующего христианина. Один из современников так писал о художнике: «За всю жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслужил порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».

При этом художник жил в сложную эпоху Реформации, когда каждому человеку предстояло сделать выбор - поддерживать революционные изменения религиозных уставов или отстаивать непреложные основы христианской веры. Изначально, прельстившись новыми идеями, живописец примкнул к лютеровскому движению, но впоследствии разочаровался в Реформации. В итоге евангельская тема становится лейтмотивом творчества Дюрера, бывшего духовно очень чутким человеком. В конце своего творчества художник сделал надпись на одной из картин, ставшей своеобразным завещанием будущим поколениям: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сказанное было особенно важно в ту эпоху, когда Нюрнберг официально принял Реформацию. Тогда люди самых разных направлений новой веры стали проповедовать свои учения. Живописец призывал современников и потомков к внутренней стойкости в борьбе с лжепророками, которые ставили под угрозу весь строй духовной и материальной культуры. Твердой основой и истинной жизненной опорой человечества Альбрехт Дюрер считал библейское слово, не искаженное домыслами современности.

Биография.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской у художника Михаэля Вольгемута. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507 г.) был создан именно в это период.

Годы 1511-1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513-1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».

В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519-1520 гг.).

В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе - проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел из жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.



Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.













Оставить комментарий