«Самсон, раздирающий пасть льва» - Бартоломео Карло Растрелли, Михаил Иванович Козловский

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Самсон, раздирающий пасть льва»
«Самсон, раздирающий пасть льва»
Автор: Бартоломео Карло Растрелли, Михаил Иванович Козловский
Местонахождение: Нижний парк Петергофа, г. Санкт-Петербург
Произведение: Фонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льва».
Жанр: Скульптура
Год создания: XVIII век - начало XIX века
Эпоха: Барокко
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» расположен в Нижнем парке Петергофа, в центре бассейна Большого каскада. У ног Самсона установлены 8 дельфинов-фонтанов, а из пасти побежденного льва вырывается струя воды высотой почти 21 метр. Львы, установленные у основания постамента, дополняют композицию, олицетворяя четыре стороны света.

Сюжет для данной скульптуры был взят из Библии, из книги Судей Израилевых. Ветхозаветный силач Самсон, достигнув зрелости в нравственном отношении, был как бы зеркалом своего народа. И будучи, как и весь народ, посвященный Богу, он воплотил в своей жизни как добродетели, так и пороки своего народа. Юноша имел крепкую веру, и в своих ратных подвигах он действовал силой Духа Господня. Среди таких подвигов выделяется встреча со львом, которого он, ещё будучи юношей, растерзал голыми руками: «И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая идет навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал» (Суд 14: 5-6). Могучие руки героя крепко схватили льва, и тот словно замер в миг предчувствия неизбежности смерти. Символичным является и то, что лев был уничтожен Самсоном в винограднике, который являет собой древний образ Израиля. Молодой неприкаянный лев, зашедший туда – образ врагов Израиля. Он приходит в эти места, чтобы найти себе место и отчасти разорить насаженные Хозяином лозы. В момент встречи Дух Господень сходит на Самсона и помогает ему в сражении. Таким образом, Господь сохраняет надежду, что молодой человек останется верен Ему и станет истинным судьей Израиля.

Читая строки книги Судей и глядя на петергофский фонтан-монумент, сразу бросаются в глаза два несоответствия: Самсон изображен с короткими волосами, хотя он был назореем и не стриг волос, и именно в его длинных волосах была заключена нечеловеческая сила; второе несоответствие – это тот способ, которым Самсон разорвал льва. Вообще, скульптура выполнена в стиле античного искусства, поскольку изначально это должна была быть скульптура Геракла.

История создания

Первый фонтан‑монумент «Самсон, раздирающий пасть льва» был установлен в Петергофе в 1735 году в ознаменование 25‑летия победы русских войск над шведами под Полтавой, одержанной в день святого Сампсона Странноприимца. Скульптура была отлита по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли из свинца.

Первоначально Петр Первый планировал установить у подножия Большого каскада фонтан со статуей Геракла, побеждающего Лернейскую гидру. Однако его планам не суждено было сбыться. Только в 1735 году при императрице Анне Иоанновне в честь 25-летия победы над шведами в Полтавской битве был установлен фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Победа над шведами была одержана 27 июня 1709 года, в день памяти преподобного Сампсона. Фигура льва символизировала врага, поскольку лев изображен на флаге Швеции. Таким образом, в этой скульптуре Самсон символизирует величие Российского государства, а поверженный лев — символ побежденной Швеции.

Автором первой композиции, созданной в 1735 году, был Бартоломео Карло Растрелли, а постамент был сооружен по идее русского архитектора Михаила Земцова. Самсон был изображен с бородой и с развевающимся плащом и скульптура была выполнена из олова.

Со временем, из-за мягкости металла статуя сильно деформировалась и в 1802 году ее заменили на бронзовую. Автором новой скульптуры стал Михаил Козловский. Теперь Самсон был без плаща, совершенно обнаженный и больше напоминал мифического героя Геракла, чем библейского святого.

В это же время архитектор Андрей Воронихин создал новый постамент с нишами, в которых были установлены четыре позолоченные львиные головы.

Во время оккупации Петергофа немецкими войсками скульптурная группа была похищена, а возможно и переплавлена. В послевоенное время статуя Самсона была воссоздана по сохранившимся фотографиям и архивным материалам. Открытие восстановленного фонтана состоялось 14 сентября 1947 года, а через несколько лет были установлены и бронзовые дельфины.

В конце декабря 2010 года фонтан Самсон был демонтирован и отправлен на реставрацию. Чтобы золото как можно дольше не смывалось водой, скульптуры покрыли двойным слоем сусального золота, а сверху нанесли два слоя специального особо прочного лака. Всего на восстановление позолоты скульптурной композиции ушел почти килограмм чистейшего сусального золота. В апреле 2011 года фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» был вновь открыт, и солнце снова заиграло на позолоте скульптуры, придавая ей силу и выразительность.

Отношение автора к вере

Оба автора скульптуры Самсона были творчески развитыми личностями, профессионалами в искусстве скульптуры. Вероятно, с текстами Священного Писания они были знакомы, а несоответствия памятника с библейским сюжетом можно объяснить тенденцией времени отходить от прямой трактовки библейских событий и представлять написанное аллегорически, в том числе через образы античности. Сложно сказать, насколько они были верующими людьми, в любом случае, воспитывались они в разных христианских традициях.

Биография

Бартоломео Карло Растрелли (1675— 1744), знаменитый итальянский скульптор, приглашённый в Россию при Петре I в 1716 г. Родился он во Флоренции. Работал, в основном, в стиле барокко, требовавшем от скульптуры исключительной красоты при использовании строго реалистических средств, а главное — полной гармонии в пространстве. Скульптура в стиле барокко, особенно развитого в Центральной Италии XVII в., при перемещении зрителя вокруг неё должна была «оживать», создавать полное впечатление движения и раскрывать новые черты образа.

Растрелли удалось в полной мере добиться этого в памятнике Петру I в саду перед Михайловским (Инженерным) замком в Петербурге. В 1723 г. он выполнил великолепную поясную статую императора, отлитую затем в бронзе в 1729 г., создал скульптурные портреты А. Д. Меншикова и Анны Ивановны с арапчонком (1733—1744 гг.). Умер 29 ноября 1744 г. в Петербурге.

Михаи́л Ива́нович Козло́вский (26 октября 1753, Санкт-Петербург — 18 сентября 1802, Санкт-Петербург) — русский скульптор, академик Императорской Академии художеств. Родился он в 1753 году в семье флотского трубача. Получил воспитание в Санкт-Петербургской Академии художеств, в которой его ближайшими наставниками были профессора Н. Ф. Жилле и А. П. Лосенко. Получал награды Академии художеств: большую серебряную в 1771 г., малую золотую в 1772 г., большую серебряную и большую золотую в 1773 г. Был выпущен художником скульптуры с аттестатом 1-й степени со шпагой. По окончании курса в 1773 г., и став пенсионером академии, он был отправлен в Рим (с 1774 по 1779 год) и в Париж (с 1779 по 1780 год).

Вернувшись в Россию в 1782 году, за скульптурную группу «Юпитер с Ганимедом», вылепленную за границей, был признан «назначенным в академики». C 1788 по 1797 год находился снова в Париже, где ему было поручено надзирать за пенсионерами, отправленными туда академией художеств. В 1794 году возведён в звание академика, как художник, уже доказавший свой талант и познания предшествовавшими трудами, а вслед за тем повышен и в звание профессора. С 1794 года до конца своей жизни преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году. Среди учеников Козловского наиболее известны С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

Автор текста : Сарра Биллер

Оставить комментарий